Виртуальный методический кабинет

 

Уважаемые педагоги, виртуальный методический кабинет 

создан для ВАС!

"Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете

нехватку своих знаний, и так, словно вы   

 постоянно боитесь растерять свои знания!"

КОНФУЦИЙ

Опыт и инициативы -ресурс образования

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИГР В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Азарчик Алина Сергеевна

Воспитатель дошкольного

образования,

вторая квалификационная категория,

стаж работы 3 года

тел. +375 33 601-84-78

e-mail: aksenalinna@gmail.

 

Мультимедийная презентация

Электронные образовательные ресурсы

Тема опыта: «Использование дидактических электронных игр в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность опыта заключается в том, что современный мир уже невозможно представить без информационно-коммуникационных  технологий (далее - ИКТ), что становится неотъемлемой частью любой сферы человеческой деятельности. Компьютеризация вносит свои коррективы в существующие подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. 

Современные дети  весьма отличаются от предшествующих поколений. Уже с детства они знают, что такое телефон, планшет, ноутбук, компьютер и как ими пользоваться. Но почему же тогда ребенок не может решить простейшую логическую задачку, сочинить свою сказку? Что происходит с детьми? Неужели изменились интеллектуальные и психические способности детей?  Вопросов много и все они сводятся к одному –– использование ИКТ в работе с детьми. Нужно ли это детям?  Конечно нужно, но делать это необходимо осторожно и правильно.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, посредством которой он органично развивается, познает значимый социальный опыт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д.

Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагогические работники решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей о социальной действительности, расширению социального опыта, повышению мотивации к познанию окружающего мира.

Цель опыта: Разработка и внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий (электронных дидактических игр).

Ведущая идея опыта состоит в использовании электронных образовательных ресурсов, дидактических игр для формирования познавательного развития детей дошкольного возраста.

Дошкольное образование, являясь (в соответствии с Кодексом Республики Беларусь «Об образовании») первым уровнем основного образования, требует в данном контексте пересмотра форм и методов работы с детьми, среди которых компьютерные технологии должны стать одним из средств развития детей дошкольного возраста (С.Л. Новоселова, И.Ю. Пашилите и др.). Использование информационных технологий обеспечивает высокую интенсивность развития мышления, познавательной активности детей. Возможности современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. [3]

Эффективное использование ИКТ в дошкольном образовании предполагает, что:

–существенно сокращаются временные и иные затраты участников образовательного процесса на решение тех или иных задач (например, при подготовке воспитателя к занятию, родительскому собранию и т.д.);

–повышается наглядность, эмоциональная насыщенность образовательной деятельности, мотивация воспитанников (например, при демонстрации качественных учебных материалов с помощью видеопроектора); [6]

Как известно, непроизвольное внимание детей повышается при использовании игровых приемов подачи информации. Ознакомление с познавательным материалом с применением компьютерной техники позволяет сделать каждое занятие креативным, ярким, насыщенным. Применение ИКТ создает обучающую среду с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала. Возможности ИКТ позволяют преподнести материал в нестандартной и интересной форме, процесс обучения становится значительно более эффективным, когда воспитатель дошкольного образования сопровождает свой рассказ яркими фото и видео объектами. Применение информационных технологий позволяет увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, обеспечивает личностно ориентированный подход.

Наиболее яркими примерами использования ИКТ в учреждении дошкольного образования являются мультимедийные презентации.

Нами были разработаны электронные дидактические игры по образовательным областям как: элементарные математические представления (электронная дидактическая игра  «Осенние дары»); ребёнок и общество (электронная дидактическая игра «Наведи порядок. Профессия повар», электронная дидактическая игра  «Наведи порядок. Профессия швея», электронная дидактическая игра  «Что нужно пожарному для работы»,);  ребёнок и природа (электронная дидактическая игра «Собираем урожай»), художественная литература (электронная дидактическая игра  «Четвертый лишний», по рассказам Н.Носова); основы экономической культуры «Что можно (нельзя) купить за деньги?»

Яркие динамичные картинки привлекают детей дошкольного возраста, что обеспечивает образовательный процесс наиболее разнообразным, поддерживает интерес к занятиям у воспитанников.

При создании электронных дидактических игр мной соблюдались следующие условия:

- учёт возрастных особенностей детей;

- изображения должны быть высокого качества;

- слайд не должен быть перегружен малосущественными деталями отвлекающими внимание детей от главного;

- надписи на слайдах в презентации для детей дошкольного возраста не используются;

- количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 6-7.

Каждая из представленных ниже игр может являться фрагментом занятия.

  • Дидактическая игра «Наведи порядок. Профессия повар».

Цель: формировать представление о профессии повара, узнавать и называть орудия труда.

Возраст: 4-6 лет

  • Дидактическая игра: «Осенние дары»

Цель: формирование представлений о способах установления равенства и неравенства групп предметов или их изображений, отвечать на вопрос: «Чего больше?», «Чего меньше?» выражениями «больше», «Меньше», «столько - сколько», «поровну», «одинаково».

Возраст 3-5 лет

  • Дидактическая игра «Собираем урожай»

Цель: формировать представление о фруктах и об овощах, развивать умение различать предметы по цвету.

Возраст: 2-3 года.

  • Дидактическая игра: «Что можно (нельзя) купить за деньги?»

Цель: Формировать представления:

- о деньгах, что с их помощью можно делать (покупать продукты, одежду, игрушки);

- о том, что есть вещи которые нельзя купить за деньги (доброту, дружбу, семью и т.д.)

Возраст: 4-6 лет.

  • Дидактическая игра «Наведи порядок. Профессия швея».

Цель: формировать представление о профессии швеи, узнавать и называть орудия труда.

Возраст: 4-6 лет.

  • Дидактическая игра «Что лишнее?» по рассказам Н.Носова

Цель: продолжать формировать представления  дошкольников о творчестве  детского писателя Н. Носова;

Возраст: 5-6 лет.

  • Д/И «Что нужно пожарному для работы»

Цель: формировать представление о профессии пожарного, узнавать и называть орудия труда.

В ходе наблюдения за воспитанниками, мы пришли к выводу, что дети дошкольного возраста были более внимательные и увлечённые   когда  на занятии использовались электронные игры, чем на занятиях без использования ИКТ. После занятий были проведены беседы, в ходе которых было выявлено, что информация запоминалась лучше, т.к. воспоминания о занятиях были более яркими и имели эмоциональный отклик у детей.

Основываясь на полученные данные, мы и дальше будем разрабатывать электронные дидактические игры для повышения качества образовательного процесса и формирования познавательного развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, электронные дидактические игры имеют огромный потенциал для формирования познавательного развития детей дошкольного возраста в специально-организованной и нерегламентированной деятельности детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

Список литературы

  1. Комарова Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова –– «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2011 –– (Библиотека программы «От Рождения до школы»)
  2. Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года
  3. Литвина,Н. В. Применение информационных компьютерных технологий в образовательной работе с детьми дошкольного возраста / Н. В. Литвина // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / Бел.гос. пед. Ун-т имени М. Танка; редкол. Л.Н. Воронецкая [и др.]. –– Минск: БГПУ, 2013.–– С. 135 – 137.)
  4. Старжинская, Н. С. Информационно-образовательные ресурсы: виды и критерии оценки / Н. С. Старжинская // Пралеска. –– 2013. – №2. – С.47-50
  5. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Национальный институт образования, 2019.
  6. https://bspu.by/blog/starzhynskaya/article/consultation/puti-i-sredstva-razvitiya-doshkol-nogo-obrazovaniya-v-usloviyah-stanovleniya-informacionnogo-obshestvaи

 

свернуть

Ссылки на полезные сервисы

Облачные сервисы Google: Google Сайты
Сервис Google Сайты (https://sites.google.com)

Сервисы для создания и публикации тестов, опросов
Разработка онлайнового опроса средствами сервиса Google Формы (https://docs.google.com/forms/)

Создание тестов средствами сервиса Google Формы (https://docs.google.com/forms/)

Использование фотохостингов для размещения графических изображений в Интернете
Фотохостинг Google Фото (https://photos.google.com)

Использование видео- и аудиохостингов для размещения видео и звука в Интернете
Видеохостинг YouTube (https://www.youtube.com)

Геоинформационные сервисы
Геоинформационный сервис Google Карты (https://maps.google.com)

Сервисы для создания и публикации интерактивных изображений, коллажей, фотопанорам


Сервис для создания и публикации коллажей Loupe (http://www.getloupe.com)
Сервис для создания и публикации фотопанорам Dermandar (http://www.dermandar.com)

Сервис для создания и публикации интерактивных изображений ThingLink (https://www.thinglink.com)
Сервисы для создания и публикации временных шкал
Создание временной шкалы средствами сервисов TimelineJS (http://timeline.knightlab.com) и Google Таблицы (https://docs.google.com/spreadsheets/)
Сервисы для создания и публикации интеллект-карт
Сервис для создания и публикации интеллект-карт MindMeister (https://www.mindmeister.com)


Сервисы для создания и публикации презентационных материалов


Сервис для публикации презентаций SlideShare (https://slideshare.net)
Сервис для создания и публикации галерей, коллажей и слайд-шоу Slidely (http://slide.ly)

Сервис для создания и публикации анимированных видео-презентаций PowToon (https://www.powtoon.com)


Сервисы для создания и публикации облаков тегов

Сервис для создания и публикации облаков тегов WordItOut (https://worditout.com)
Сервис для создания и публикации облаков тегов WordArt.com (https://wordart.com)

Сервисы для создания и публикации инфографики

Сервис для создания и публикации инфографики Infogram (https://infogram.com)
Сервис для создания и публикации инфографики Easel.ly (https://www.easel.ly)

Сервисы для создания и публикации интерактивных заданий

Сервис для создания и публикации интерактивных упражнений LearningApps.org (https://learningapps.org)


Сервисы для создания и публикации закладок

Сервис для создания и публикации закладок SymbalooEDU (https://www.symbalooedu.com

свернуть

Полезные ссылки

Полезные ссылки для педагогов

http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=2761 Минский городской методический портал, рубрика «Родителям»

http://www.detskiysad.ru/ Детский сад.ру сведения о физическом развитии детей, об основах детской гигиены, о значении детских игр в воспитательном процессе, о трудовом воспитании ребенка, о проведении праздничных утренников в детском саду, о некоторых детских заболеваниях, о детской психологии, об игрушках и о многом другом. В библиотеке сайта собрано множество методических указаний по организации жизни детей в семье и в детских дошкольных учреждениях.

http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ) http://allforchildren.ru/ Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал) http://www.schoolforbabv.ru загадки, сценарии

http://plavroom.com.ru/ Игровая комната Материалы для организации детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки, логические задачки и пр. Коллекция текстов детских песен из фильмов и мультиков. Компьютерные игры для детей разного возраста в свободном доступе (игры развивающие, логические, изучение счета и алфавита).

http://skazochnikonline.ru/ Добрый сказочник (сценарии праздников, сказки, аудио-сказки, музыка, детские песни)

http://www.kokokokids.ru Этот блог в основном посвящен тому, что можно сделать вместе с детьми или для них. Особенно хорошим играм, разным способам рисования и другим видам творчества для самых маленьких.

http://sibmama.ru Презентации

http://viki.rdf.ru/ Можно найти любую презентацию по всем образовательным областям

http ://tmntpk.ucoz.ru/publ/21-1 -0-83 Методический портал

http://900igr.net/ развивающие игры - детские презентации и флэш- игры, которые ребенок может запускать сам.

 

свернуть

Электронные образовательные ресурсы

Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь  разработаны электронные образовательные ресурсы в соответствии с содержанием образовательных областей учебной программы дошкольного образования для детей от 5 до 6 лет:

  • Развитие речи и культура речевого общения.
  • Искусство (изобразительная деятельность, музыкальная деятельность).
  • Ребенок и природа.
  • Обучение грамоте

Данный ресурс доступен для всех желающих на безвозмездной основе после процедуры регистрации     (перейти)

свернуть