Группы кратковременного пребывания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

  1. I.Общие положения

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания до 2 часов в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – учреждения образования), определяют порядок действий педагогических работников учреждений образования и иных организаций при организации образовательного процесса с воспитанниками в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов.

В Методических рекомендациях по организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания от 2 до 7 часов в учреждениях образования (далее – Методические рекомендации) используются термины и их определения, установленные Кодексом Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании), иными нормативными правовыми актами в сфере образования и здравоохранения.

Целью Методических рекомендаций является упорядочение требований к организации обучения и воспитания детей в группах кратковременного пребывания (далее – группы кратковременного пребывания) в учреждениях образования.

Методические рекомендации предназначены для использования педагогическими работниками учреждений образования:

учреждений дошкольного образования (яслей, яслей-садов, детских садов, санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, дошкольных центров развития ребенка);

учреждений общего среднего образования (учебно-педагогических комплексов: ясли-сад-начальная школа, ясли-сад-базовая школа, ясли-сад-средняя школа, детский сад-начальная школа, детский сад-базовая школа, детский сад-средняя школа);

иных организаций,

а также индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 

  1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания должен быть организован в соответствии с требованиями следующих нормативных правовых актов в сфере образования и здравоохранения:

Кодекса Республики Беларусь об образовании;

Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение);

образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 137;

учебной программы дошкольного образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 138;

типового учебного плана дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 № 139;

перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.09.2007 № 50 (далее – постановление № 50);

Специфических санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 августа 2019 г. № 525;

Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 и др.

При организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания необходимо также руководствоваться инструктивно-методическими письмами Министерства образования Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации образовательного процесса размещены на Национальном правовом интернет-портале Республики Беларусь (https://pravo.by/natsionalnyy-reestr/natsionalnyy-reestr-pravovykh-aktov-respubliki-belarus/), в информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь (тематический банк данных правовой информации «Образование»).

 

III. Особенности ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ

Время пребывания воспитанников в группах кратковременного пребывания при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования определяется его учредителем в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанников и может составлять до 2 часов 2 раз в неделю, а также может быть уменьшено по их желанию.

В группах кратковременного пребывания возможно совместное пребывание воспитанников и их родителей (законных представителей).

Наполняемость групп кратковременного пребывания устанавливается как для разновозрастной группы – 12 воспитанников, для детей в возрасте до одного года – 7 воспитанников. Учредитель учреждения образования вправе устанавливать иную наполняемость группы при наличии объективных обстоятельств, соблюдении санитарно-эпидемиологических требований в части условий размещения и режима образовательного процесса, в том числе норм площади на одного воспитанника во всех помещениях с их пребыванием.

Группы, в которых время пребывания воспитанников составляет менее 3,5 часа, функционируют без организации питания. В группах с пребыванием воспитанников 3,5 часа и более создаются условия для приема пищи. При этом интервалы между основными приемами пищи (завтрак, обед, ужин) должны составлять не менее 3,5 часа и не более 4 часов.

Количество приемов пищи в учреждении образования, в том числе дополнительных (второй завтрак и (или) полдник, второй ужин) к основным приемам, должно быть при пребывании от 3,5 до 6 часов – не менее одного (второй завтрак, либо обед, либо полдник, либо ужин), от 6 до 7 часов – не менее двух раз.

При длительности пребывания воспитанников от 5 до 7 часов должны быть обеспечены условия для организации их дневного сна.

Организация групп кратковременного пребывания в учреждениях образования предполагает анализ ресурсных условий (наличие необходимых помещений, соответствие развивающей предметно-пространственной среды, занятость педагогических работников и технического персонала в течение рабочего дня и др.), образовательных запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

В соответствии с пунктом 45 Положения прием воспитанников учреждения образования, в том числе в группы кратковременного пребывания, осуществляется в течение календарного года при наличии в них свободных мест и на основании:

направления в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданного местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;

заявления родителя (законного представителя) воспитанника с указанием календарного периода пребывания в течение года, времени пребывания в течение дня;

медицинской справки о состоянии здоровья.

Модели групп кратковременного пребывания

В учреждениях образования могут функционировать различные модели групп кратковременного пребывания (дифференцируются по месту размещения группы, направлениям приоритетной деятельности, возрасту воспитанников) в зависимости от запросов родителей (законных представителей) воспитанников и ресурсных возможностей учреждения образования.

Группы кратковременного пребывания детей в специально оборудованном помещении. Функционирование таких групп предполагает наличие отдельных групповых ячеек (приемная-раздевальная, групповое помещение с зоной отдыха, туалетное помещение) и закрепленных педагогических работников..

Приемные-раздевальные групповых ячеек должны оборудоваться шкафами для верхней одежды детей, предусматривающими разделение мест хранения верхней одежды, головных уборов и обуви, а также скамейками, шкафами для верхней одежды работников, родителей (законных представителей) воспитанников.

В туалетных помещениях должны быть настенные вешалки с индивидуальными ячейками для хранения полотенец и предметов личной гигиены детей, шкафы с отдельными ячейками для хранения индивидуальных горшков (для детей до 3 лет).

Адаптационные группы организуются с целью адаптации детей раннего возраста (до 3 лет) к учреждению образования, поддержки их родителей (законных представителей) в период привыкания воспитанников к новой среде и роли равноправных членов группы сверстников. Могут функционировать в специально оборудованном помещении учреждения образования.

В адаптационной группе предусматривается как совместное пребывание детей и их родителей (законных представителей), так и пребывание только детей. Эта модель предполагает, что воспитанники в дальнейшем могут быть приняты в соответствующую возрастную группу учреждения образования на постоянной основе.

Группы «Материнская школа» создаются с целью разностороннего развития воспитанников от рождения до трех лет и оказания их родителям (законным представителям) целенаправленной, систематической помощи в вопросах воспитания детей раннего возраста. Группы функционируют в специально оборудованном помещении учреждения образования и предполагают совместное пребывание родителей (законных представителей) и детей в условиях учреждений образования и (или) систематическое посещение педагогическими работниками семей воспитанников с целью оказания помощи родителям (законным представителям) в их воспитании, обучении и развитии.

Прогулочные группы предполагают пребывание детей раннего и дошкольного возраста в функционирующей на постоянной основе возрастной группе, включение их в образовательный процесс на период проведения прогулки (в первую и (или) вторую половину дня). В указанных группах согласно распорядку дня и с учетом возраста воспитанников организуются различные виды детской деятельности (познавательная практическая (наблюдения, опыты и исследования, экскурсии, целевые прогулки и др.), игровая (дидактические, сюжетно-ролевые игры и др.), трудовая (труд в природе, хозяйственно-бытовой труд), осуществляется физкультурно-оздоровительная деятельность (подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная двигательная деятельность и др.), проводится индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и др.

В учреждениях образования могут функционировать иные модели групп кратковременного пребывания воспитанников.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на основе учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования (учебные планы (учебный план учреждения образования, индивидуальный учебный план) и учебная программа дошкольного образования) с учетом оптимального чередования видов детской деятельности воспитанников: специально организованной и нерегламентированной.

С целью обеспечения индивидуализации образовательного процесса с учетом запросов родителей (законных представителей) воспитанников учреждением образования на основе типового учебного плана дошкольного образования разрабатывается индивидуальный учебный план, устанавливающий особенности получения дошкольного образования воспитанниками с учетом их возможностей, способностей и потребностей.

Обучение и воспитание детей, посещающих группы кратковременного пребывания (за исключением групп выходного дня), осуществляется в соответствии с планом реализации образовательного процесса соответствующей возрастной группы, составленным на основе учебного плана учреждения образования.

Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания осуществляется на государственных языках Республики Беларусь. Основной язык обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожеланий законных представителей воспитанников.

Приоритетной формой специально организованной деятельности воспитанников групп кратковременного пребывания является интегрированное занятие, которое предполагает интеграцию содержания каждой образовательной области с содержанием как всей учебной программы дошкольного образования, так и отдельных образовательных областей (например, «Ребенок и общество» / «Изобразительное искусство» (рисование), «Элементарные математические представления» / «Изобразительное искусство» (конструирование), «Ребенок и природа» / «Художественная литература» и др.), что позволяет формировать у воспитанников раннего и дошкольного возраста целостную картину мира.

Время специально организованной деятельности распределяется таким образом, чтобы вначале проводились виды деятельности, связанные с умственной нагрузкой детей, а затем творческие виды деятельности в чередовании с музыкальной и физической активностью.

Нерегламентированная деятельность воспитанников должна включать самостоятельную деятельность воспитанников в условиях созданной предметно-развивающей среды, а также организованную педагогическим работником деятельность воспитанников, направленную на решение образовательных задач (игра и другие виды деятельности в распорядке дня), обеспечивать выбор каждым ребенком деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками, взрослыми или действовать индивидуально.

Организация образовательного процесса в группах «Материнская школа» осуществляется в разных формах взаимодействия педагогических работников, воспитанников и их родителей (законных представителей): 

прямое взаимодействие, при котором педагогический работник, родитель (законный представитель) воспитанника занимает активную позицию, решая обучающие, воспитательные и развивающие задачи;

партнерская деятельность взрослых с детьми и детей между собой, в процессе которой деятельность, способы действия выбираются детьми, а педагогический работник, родитель (законный представитель) воспитанника оказывают помощь в их осуществлении, помогают организовать взаимодействие между детьми;

опосредованное взаимодействие, в котором через специально созданную развивающую предметно-пространственную среду стимулируются процессы саморазвития ребенка, его самостоятельные творческие проявления. 

В образовательном процессе в группах кратковременного пребывания применяются учебные издания, официально утвержденные либо допущенные в качестве соответствующего вида учебного издания Министерством образования Республики Беларусь, рекомендованные организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Перечень учебных изданий по дошкольному образованию ежегодно обновляется и размещается на национальном образовательном портале https://adu.by, интернет-ресурсе https://uchebniki.by, интернет­портале Министерства образования Республики Беларусь (http://edu.gov.by), публикуется в сборнике нормативных документов Министерства образования.

 

  1. IV. Развивающая предметно-пространственная среда в группах кратковременного пребывания

В группах кратковременного пребывания используется мебель, игры и игрушки, электронные средства обучения и др., произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению действующим законодательством.

Конструкция детской мебели должна соответствовать функциональным ростовым параметрам воспитанников и установленным стандартам.

Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах кратковременного пребывания должна быть:

безопасной для обеспечения надежности и безопасности использования всех ее элементов;

содержательно-насыщенной в соответствии с возрастными возможностями воспитанников и образовательной программой дошкольного образования;

трансформируемой при изменении образовательной ситуации и с учетом интересов и познавательных возможностей воспитанников;

полифункциональной в целях разнообразного использования составляющих предметной среды (предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре);

вариативной для обеспечения в помещениях групповых ячеек пространства для игровой деятельности, конструирования, моделирования, уединения, иных целей и наличия разнообразных материалов для самостоятельной творческой деятельности воспитанников в соответствии с их выбором;

доступной для обеспечения доступа воспитанникам ко всем помещениям, где осуществляется образовательный процесс, а также свободного доступа к играм, игрушкам, учебным изданиям, необходимым для различных видов детской активности.

Развивающая предметно-пространственная среда групп «Материнская школа» включает мебель для воспитанников и их родителей (законных представителей), научно-методическую литературу для родителей (законных представителей) воспитанников, дидактические игрушки для совместных игр детей с педагогическими работниками, родителями (законными представителями), сверстниками

свернуть