Скоро в школу

Готовность к школе и условия успешной учебы

Готовность к школе и условия успешной учебы

Обученность и интеллектуальное развитие - это не одно и тоже Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое. Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе. 1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика); 2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями); 3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.

Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы! Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу. Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната (это форма платного обучения). В подобных случаях ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в соответствии с выданным ему документом. Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения. Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания. - Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.? - Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут? - Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? - Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка. - Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу? - Был ли он в библиотеке? - Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории? - Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития. - Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? - Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? - Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? - Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.? - Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай? - Четко ли ребенок выговаривает слова? - Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? - Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития. - Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? - Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? - Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? - Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться. - Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? - Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? - Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития. - Хорошо ли ребенок слышит? - Хорошо ли он видит? - Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? - Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? - Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? - Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение. - Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные? - Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память. - Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать? - Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие. - Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? - Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей. - В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес? - Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? - Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам. - Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? - Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух? - Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность. Может ли ваш ребенок: - Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет? - Изъясняться связно, например, "покажи мне…" - Понимать смысл того, о чем ему читают? - Четко выговорить свое имя? - Запомнить свой адрес и номер телефона? - Писать карандашом или мелками на бумаге? - Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами? - Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? - Слушать и следовать полученным указаниям? - Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? - Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание? - Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? - Положительно оценивать: я - человек, который многое может? - "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора? - Проявлять интерес к окружающим его предметам? - Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе. (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой) - Нравится ли вам ваш малыш? - Слушаете ли вы то, что ребенок говорит? - Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами? - Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? - Поправляете ли вы речь малыша? - Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? - Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его? - Смеетесь ли вы вместе с ним? - Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? - Играете ли с малышом в какие-нибудь игры? - Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка? - Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги? - Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему? - Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями? - Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами? - Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача? - Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? - Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? - Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? - Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки? - Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда". У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения. Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять. Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры. Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий. То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик. Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни. И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать. Еще одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать… Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты. И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

 

 

свернуть

Вопросы для родителей дошкольников

Вопросы для родителей дошкольников

 

Специальная самопроверка для родителей, которые с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, разработанные американским психологом Джеральдиной Чейпи, смогут оценить ребенка сами.

 

Оценка развития познания

 

Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый (левый), большой (малый), в (из)...?

Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?

Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?

Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в сберкассу, в магазин?

Был ли малыш в библиотеке?

Приходилось ли ребенку бывать в деревне, в зоопарке, в музее?

Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?

Оценка языкового развития

Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: .щетка, пылесос, холодильник?

Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы; на столе, под столом?

В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

Четко ли ребенок выговаривает слова?

Правильна ли речь ребенка-с точки зрения грамматики?

Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?

Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общения

Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития

Хорошо ли ребенок слышит?

Хорошо ли он видит?

Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?

Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?

Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?

Зрительная память

Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?

Зрительное восприятие

Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?

Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?

Уровень слуховых способностей

Может ли ребенок рифмовать слова?

В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?

Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?

Задает ли ребенок вопросы о словах?

А теперь попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению. Для этого дайте ответы на вопросы, которые может задавать психолог при поступлении в школу.

Может ли ваш ребенок:

Объяснить с помощью слов, чего он хочет, то есть не показывать пальцем, а сказать: куртка, конфета, цыпленок?

Изъясняться связно, например: "Покажи мне..."?

Понимать смысл того, о чем ему читают?

Четко выговорить свое имя?

Запомнить свой адрес и номер телефона?

Писать карандашом или мелками на бумаге?

Нарисовать картинки к сочиненной истории и объяснить, что на них изображено?

Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?

Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

Слушать и следовать полученным указаниям?

Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?

Сосредоточиться хотя бы на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?

Положительно оценивать: я - человек, который многое может?

"Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?

Проявлять интерес к окружающим его предметам?

Ладить с другими детьми?

В заключение правдиво и искренне дайте ответ на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком:

Нравится ли Вам Ваш малыш?

Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?

Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?

Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

Поправляете ли Вы речь малыша?

Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?

Смеетесь ли Вы вместе с ним?

Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?

Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка?

Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

Есть ли у ребенка дома место (например, полка), которое отведено только ему?

Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги?

Обсуждаете ли Вы с семьей и с ребенком что-нибудь интересное из прочитанного Вами?

Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде, чем он успеет открыть рот:

у зубного врача; в магазине?

Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?

Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?

Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?

Есть ли у ребенка возможность проявлять "мощь своих мышц" в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?

Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки?

Собираетесь ли Вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?

 

За каждый ответ "почти всегда" начислите себе 4 балла, "иногда" - 2 балла, "никогда" - 0 баллов. Полученные баллы сложите. Если сумма 88 баллов - здорово! 44 балла - неплохо. меньше 22 баллов - стоит задуматься.

 

Использованные источники:

  1. Коренева, Л. Ребенок на пороге школы / Л. Коренева // Пралеска. – 2006. – № 6. – С.50.
  2. Пралеска. Воспитание и обучение детей  в дошкольном учреждении //Базисная программа и методические рекомендации.– Мн. – 2000
  3. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info (свободный).
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
  5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. - 2-е изд. - М.: МПСИ, 2010. - С. 51-67

 

свернуть

Готовность к школе и условия успешной учебы

Готовность к школе и условия успешной учебы

Обученность и интеллектуальное развитие - это не одно и тоже Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое. Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.

Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе. 1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика); 2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями); 3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.

Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?… Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Если ребенку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит родителей, посоветуйте им не торопиться с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы! Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость. А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование. Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность, самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. Здесь тоже возможны разные варианты. В Москве в некоторых округах существуют центры надомного обучения. Дети с ослабленным здоровьем по справке от врача (чтобы получить такую справку, нужны серьезные основания) могут быть зачислены в школу, но первые полгода или год заниматься на дому: к ним ходит учитель из Центра. Когда срок действия справки истекает, ребенок выходит в школу. Кроме того, родители вправе обучать ребенка сами на дому через систему экстерната (это форма платного обучения). В подобных случаях ученик получает свидетельство государственного образца о прохождении учебного курса и при переходе в обычную школу должен быть зачислен в класс в соответствии с выданным ему документом. Если у ребенка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, слухом, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения. Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребенка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания. - Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.? - Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут? - Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? - Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка. - Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу? - Был ли он в библиотеке? - Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории? - Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития. - Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? - Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? - Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.? - Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.? - Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай? - Четко ли ребенок выговаривает слова? - Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? - Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития. - Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? - Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? - Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? - Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться. - Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? - Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? - Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития. - Хорошо ли ребенок слышит? - Хорошо ли он видит? - Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? - Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? - Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным? - Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение. - Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные? - Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память. - Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать? - Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие. - Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? - Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей. - В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес? - Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? - Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам. - Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? - Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух? - Задает ли ребенок вопросы о словах - что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность. Может ли ваш ребенок: - Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет? - Изъясняться связно, например, "покажи мне…" - Понимать смысл того, о чем ему читают? - Четко выговорить свое имя? - Запомнить свой адрес и номер телефона? - Писать карандашом или мелками на бумаге? - Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами? - Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись? - Слушать и следовать полученным указаниям? - Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает? - Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание? - Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? - Положительно оценивать: я - человек, который многое может? - "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора? - Проявлять интерес к окружающим его предметам? - Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе. (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой) - Нравится ли вам ваш малыш? - Слушаете ли вы то, что ребенок говорит? - Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами? - Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит? - Поправляете ли вы речь малыша? - Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? - Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его? - Смеетесь ли вы вместе с ним? - Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? - Играете ли с малышом в какие-нибудь игры? - Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка? - Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги? - Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему? - Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями? - Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами? - Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача? - Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? - Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? - Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? - Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки? - Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

...Хотим обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере: кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет": допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда". У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения. Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять. Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определенной игры. Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых домашний заданий. То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик. Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни. И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать. Еще одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать… Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты. И главное условие успешной учебы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять

Подготовила: педагог-психолог Варонина И.А.

 

Использованные источники:

  1. Коренева, Л. Ребенок на пороге школы / Л. Коренева // Пралеска. – 2006. – № 6. – С.50.
  2. Пралеска. Воспитание и обучение детей  в дошкольном учреждении //Базисная программа и методические рекомендации.– Мн. – 2000
  3. Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010 г. - [Электр. ресурс]. - Режим доступа: http://sibac.info (свободный).
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
  5. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. - 2-е изд. - М.: МПСИ, 2010. - С. 51-67

 

свернуть

Советы родителям "Одно лето до школы"

Для старших дошкольников лето — пора напряженная: нужно отдыхать и готовиться к школе. От того, как будет организована работа с ребенком в это последнее для него дошкольное лето, зависит успешность его адаптации в новой образовательной среде. Наши рекомендации могут быть полезны как педагогам, так и родителям будущих первоклассников.

Комплекс подготовительных мероприя­тий по обеспечению физиологической, психологической и познавательной го­товности детей к школе должен включать в себя специально организованные занятия, игры, труд, общение со сверстниками и взрослыми. Как по­казывает практика работы, реализация воспи­тателями учебной программы дошкольного об­разования позволяет решить основные задачи подготовки детей к школе. Однако лето вносит свои коррективы.

Взрослые, концентрируя свое внимание на ор­ганизации отдыха и укрепления здоровья детей, зачастую забывают о том, что память дошколь­ника неустойчива, и если не «подпитывать» по­лученные знания, то он к концу летнего периода может «растерять» многое из того, что приобрел в дошкольном учреждении. Если не мотивировать ребенка к поступлению в школу, то резкая сме­на обстановки отдыха на учебную деятельность может вызвать у него негативную реакцию и от­рицательные эмоции. Чтобы этого не произошло, при организации летнего отдыха детей взрослые должны учитывать данные обстоятельства.

Развитие общей моторики ребенка посред­ством организации утренней гимнастики, под­вижных и спортивных игр на свежем воздухе — одна из важнейших задач летнего периода. Игры с песком и мелкими камешками, изготовление поде­лок из природного материала, лепка из пластили­на, глины или соленого теста, рисование, вырезание геометрических фигур ножницами, нанизывание

бусинок, завязывание шнурков и другие занятия помогут укрепить пальцы рук ребенка и позволят предотвратить возникновение ряда проблем, свя­занных с овладением навыками письма.

Организация режима дня имеет особое зна­чение для сохранения физического и психоло­гического здоровья дошкольника. Нарушение установленного режима в летний оздорови­тельный период может негативно сказаться на его адаптации к школьным реалиям. Проблемы с утренним пробуждением, повышенная утом­ляемость, неумение распределять время между учебой и отдыхом могут также стать причиной неприятия ребенком школы. Перед поступлением в школу допускается незначительное увеличение продолжительности утреннего сна и увеличения времени бодрствования вечером. Дневной сон с 13.00 до 15.00. остается обязательным элементом режима дня будущего школьника.

С помощью игр на развитие памяти, внима­ния, воображения рекомендуется летом продол­жать закрепление представлений, полученных в дошкольном учреждении. В процессе дидакти­ческой игры можно не только создать условия для закрепления у ребенка знаний в опреде­ленной образовательной области, но и сформи­ровать у него навыки самоконтроля. Участие в игре требует усидчивости, способности в тече­ние длительного времени выполнять задание, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела. На­личие у детей этих качеств является важнейшим условием их успешности в предстоящей учебной деятельности.

Расширению представлений дошкольника об окружающей действительности могут способ­ствовать экскурсии и целевые прогулки в преде­лах населенного пункта, в котором он проживает. В ходе передвижения ребенок будет непроизволь­но осваивать навыки ориентирования в простран­стве, усвоит, как пройти до какого-то объекта, как вернуться домой.

Умения общаться и взаимодействовать, искать выход из конфликтной ситуации, адекватно реа­гировать на конструктивные замечания учителя и одноклассников очень важны для школьника. Закрепление этих умений у ребят можно осущест­влять в процессе игр на развитие коммуникатив­ных навыков.

Беседы о специфике учебной деятельности, правилах поведения в школе, рассматривание фотографий, рассказы родителей об их школь­ных годах (позитивные и дающие пример по­ложительного поведения) помогут подготовить ребенка к новому периоду жизни. Совместный просмотр мультфильмов, чтение и обсуждение художественных произведений расширят его представления о школьной жизни, помогут ему усвоить принципы социально-нравственного по­ведения ученика.

Положительное влияние на психологичес­кую готовность ребенка к обучению в школе может оказать его участие в покупке школьной формы, портфеля, канцелярских товаров. Его мнение обязательно должно учитываться при составлении перечня покупок, определении дня их приобретения. Такой подход, несомненно, будет способствовать формированию у малыша самостоятельности, ответственности, осозна­нию

позиции «Я — уже взрослый! Я — школь­ник!» и в значительной мере предопределит успешность его адаптации к школе. Привлече­ние будущего первоклассника к оборудованию учебного места в его комнате, выбору письмен­ного стола, полочки для книг окажут на него по­зитивное воспитательное воздействие, вызовут положительные эмоции и надолго сохраняться в памяти.

Важно даже маленьких детей учить доводить начатое дело до конца, а будущих школьников тем более, и лето очень удобное для этого время. При организации самостоятельной деятельности необходимо приучать ребят к подготовке своих рабочих мест. Например, если ребенок хочет ри­совать, то пусть приготовит все заранее: заточит карандаши, достанет альбом и т. д. Тогда в хо­де занятия он не будет отвлекаться, его интерес к начатому делу станет устойчивым.

Обязательно проконтролируйте ребенка, как он навел порядок на своем рабочем месте. Глав­ное — не «давите» на него, если он отказывается это делать, или его что-то отвлекло, например, в гости пришла бабушка. В таких случаях на пер­вых порах можно «превратить» уборку в общую игру, объяснить, как это важно не только для него самого, но и для остальных членов семьи. После завершения уборки надо похвалить ребенка, вы­разить чувство гордости за его поведение, трудо­любие и аккуратность.

Лето — удобная пора для привлечения буду­щего школьника к выполнению трудовых по­ручений, которые в дальнейшем должны стать частью его обязанностей. Он должен привыкнуть выносить мусор, «заглядывать» в почтовый ящик, совершать покупки в магазине и т. д.

Находясь в летний период рядом с ребенком, родители имеют возможность наблюдать за тем, как он выполняет данное ему поручение. Позже это позволит постепенно снизить степень кон­троля за его действиями. Приобретение новых обязанностей, выполнение обязательств, значи­мых для всех членов семьи, будут способствовать развитию самостоятельности малыша, поднятию уровня его самооценки.

Последнее лето перед школой — период «вхож­дения» ребенка в школьную жизнь, и взрослые должны быть особенно внимательны к нему. Необходимо выработать понятные для будуще­го школьника требования к наведению порядка в комнате и на рабочем столе, соблюдению ре­жима дня, выполнению поручений и т. д. Эти требования должны одинаково трактоваться и соблюдаться всеми членами семьи. Если ребе­нок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к резуль­татам своей деятельности, то и он будет стараться ответственно относиться к ней.

С того момента, когда дошкольник пересту­пит порог школы, начнется новый этап его жизни. Очень важно, чтобы это начало стало для него радостным и чтобы эту радость ребенок сохранил на весь период обучения в школе.

 

 

Источник:

Болбат, Н.Г. Одно лето до школы / Н.Г.Болбат // Образование Минщины. – 2014 - № 3. – С.50.

свернуть

Тест "Готов ли ваш ребенок к школе"

 

Тест «Готов ли ребёнок к школе?»

  1. Четко выговорить свое имя?
  2. Имена своих родителей
  3. Запомнить свой адрес и номер телефона?
  4. Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  5. Ладить с другими детьми?
  6. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
  7. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
  8. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
  9. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
  10. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
  11. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
  12. Может ли он назвать предметы во множественном числе? (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)
  13. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
  14. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
  15. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
  16. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
  17. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
  18. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

 

     Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных (+) ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. 

 

свернуть

Памятка родителям будущих первоклассников

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий

свернуть

Ступеньки к школе.

                                    

Что такое школа

Автор: Л.А. Арсенова

Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.

В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;

И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.

В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!

Портфель

Берестов Валентин

Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет,
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.

  Пенал

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в темноте находится,
Но зато легко находится.

 Точилка
Почему из-под точилки 
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

  Карандаш
Я — малютка-карандашик, 
Исписал я сто бумажек. 
А когда я начинал, 
То с трудом влезал в пенал. 
Школьник пишет и растёт, 
Ну а я — наоборот!

 Ручка
Буквы напечатанные —
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки
— Ах, батюшки! — сказала ручка.— 
Что значит эта закорючка?
— Чернильная ты голова! 
Ты ж написала букву «А»!

Линейка
Я — линейка. Прямота — 
Главная моя черта.

  Учебник
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Не может быть! Да, неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он  тут. 
     Его учебником зовут.

  Закладка
Я — нарядная закладка. 
Я нужна вам для порядка. 
Зря страницы не листай. 
Где закладка, там читай!

   Кисточка
Над бумажным над листом 
Машет кисточка хвостом. 
И не просто машет, 
А бумагу мажет, 
Красит в разные цвета. 
Ух, какая красота!

  Тетради
Тетрадки в портфеле шуршали, 
Что в жизни важнее, решали. 
Тетрадка в линейку бормочет:
— Грамматика! 
А в клетку тетрадка ворчит:
— Математика! 
На чём примирились тетрадка с тетрадкой, 
Для нас до сих пор остаётся загадкой.

  Резинка
Я — ластик, я — резинка, 
Чумазенькая спинка. 
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!

Загадки

Город в бантиках, букетах.
До свиданья, слышишь, лето!
В этот день гурьбой весёлой
Дружно мы шагаем в школу.
Что за день это такой?
                      (1 сентября, День знаний)

Если в школу ты пошел —
Новый статус приобрел.
Был ребенок, был дошкольник,
А теперь зовешься…
                                 (Школьник)

 

В чудесном домике живут
Весёлые друзья,
Их всех по имени зовут
От буквы А до Я.
И ты, коль с ними не знаком,
Стучись быстрее в дружный дом!
Это книга не простая:
По ней я буквы изучаю.
                              (Букварь)
Есть и в клетку и в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я? …
                              (Тетрадь)

Черные птички
От рождения молчат,
А когда вдруг встанут в ряд –
Сразу же заговорят.
                                 (Буквы)
Не умели мы писать,
Но волшебная тетрадь
Научила буквам нас,
Стал теперь умней наш класс!
Ты попробуй отгадать,
Что же это за тетрадь?
                         (Пропись)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
       (Кисточка и краски)
Если ты его наточишь —
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, горы, море, пляж.
Что же это?
                          (Карандаш)
Новый дом несут в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
           (Портфель и учебники
Карандаш, линейку, ластик
Сохранит коробка-пластик.
Не беда, что очень мал, —
Он для ручек домом стал.
Называется…
                                      (Пенал)

 
Проживают они в книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете.
                                   (Цифры)

 
 

ВОПРОСЫ И СОВЕТЫ К Беседе
«Что вы знаете о школе?»

·         Какой праздник бывает 1 сентября?

·         Хотите ли вы пойти в школу?

·         Что вы знаете о школе?

 

Упражнение "Самое-самое в школе"

Как вы думаете, что в школе самое интересное, скучное, радостное. (Ответы детей.)

Упражнение "Мои школьные трудности"

·         Что может быть трудным в школе?

·         Что может расстроить в школе?

·         Какие правила поведения нужно соблюдать, когда идет урок?

Ответы детей:

·         говорить по одному;

·         не перебивать того, кто говорит;

·         не применять физическую силу;

·         никого не дразнить, не оскорблять.

СОВЕТЫ:

1.     Друга зря не беспокой. 
Береги его покой. 
На уроке тишина. 
Руку поднимай тогда, 
Если хочешь отвечать или важное сказать.

2.     На уроке ждут ответ. 
Кто-то знает, кто-то нет. 
Отвечает только тот, 
Кого учитель назовет.

3.     Вот звонок на перемену, 
Приготовься отдыхать: 
Можешь с другом прогуляться, 
Можешь тихо поиграть, 
Подготовь к уроку все, 
Чтоб училось нам легко!

Игра "Оценки"

Заранее изготовьте из картона круги диаметром около 8 см. На каждом круге написаны оценки - 2, 3, 4, 5. Двоек и троек изготовьте по 2 штуки, а четвёрок и пятёрок - из расчёта по 2-3 хорошие оценки на каждого ребёнка. Госпожа Наука демонстрирует "оценки", показывает, что там есть и двойки с тройками. Заранее сделайте пакет с потайным отделением. Для этого берётся обычный бумажный пакет для подарков. На дно приклеивается дополнительный слой бумаги так, чтобы получился потайной кармашек. Все оценки демонстративно кладутся в пакет, но двойки и тройки Госпожа Наука аккуратно отделяет в дополнительное отделение. Во время конкурса, Госпожа Наука проходит по рядам, дети засовывают руку в пакет и вытягивают по 2-3 круга с оценками. Понятно, что все дети вытягивают только хорошие оценки. Количество кругов надо рассчитать так, чтобы все хорошие оценки были к концу конкурса разобраны. Вот это чудеса! Смотрите, у вас у всех только 4 и 5! А где же двойки и тройки? Ну-ка, посмотрим! Смотрите, тройки и двойки остались в пакете! Вот так чудеса! Это означает, что у вас не будет неуспевающих, не будет двоечников. Давайте все дружно похлопаем в ладоши, чтобы это волшебство сбылось, и вы учились только на хорошие оценки. 


Игра «Собери портфель»

Надо собрать портфель. Я перечисляю предметы. Если названный предмет нужен в школе, вы хлопаете в ладошки. Будьте внимательны! 

Учебники и книжки, 
Игрушечная мышка, 
Паровозик заводной, 
Пластилин цветной, 
Кисточки и краски, 
Новогодние маски, 
Ластик и закладки, 
Кубики, тетрадки, 
Пирамидку и дневник. 
Собран в школу ученик!

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ

Для начала мы соберем БООЛЬШОЙ рюкзак, который возьмем с собой. (Дети должны отвечать "Да" (хлопать) или "Нет" (топать)).

На дно кладем кулек конфет? (ДА)
А милицейский пистолет? (НЕТ)
Туда положим винегрет? (НЕТ)
А может быть, улыбок свет? (ДА)
Положим спелый апельсин? (ДА)
А продуктовый магазин? (НЕТ)
Цветов корзину для друзей? (ДА)
А разноцветных кренделей? (ДА)
Салат положим в сумку? (НЕТ)
Кладем улыбку и успех? (ДА)
Задорный детский звонкий смех? (ДА)


Реши задачу

Заглянула в класс Алинка, 
А за нею вслед – Маринка, 
Два Алёши и Сергей. 
Сосчитай их поскорей! (5) 

Пять цветочков у Наташи, 
И ещё два дал ей Саша. 
Кто тут сможет посчитать, 
Сколько будет два и пять? (7) 

Четыре спелых груши 
На веточке качалось 
Две груши снял Павлуша, 
А сколько груш осталось? (2) 

Внуку Шуре добрый дед 
Дал вчера семь штук конфет. 
Съел одну конфету внук. 
Сколько же осталось штук? (6) 

 

Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но один малыш устал
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5)

У пенечков два грибочка
И под елкой три.
Сколько будет всех грибочков?
Ну-ка всем скажи? (5)

К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей сорок
Прилетели на урок? (4)

К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа,
В огороде зайцы сели,
По одной морковке съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (5)
Сколько ушей у трех мышей? (6)
Сколько лап у двух медвежат? (4)

ЭСТАФЕТА «Трудна жизнь первоклассника»

 

1. Утром в школу приходиться рано вставать, а так хочется полежать лишнюю минутку... А потом, чтобы не опоздать на урок, приходится бежать до школы... Вот вам первое задание: оббежать вокруг стула с ранцем, передать его другому и т.д. 

2. Не успеешь отдышаться, а тут уже звонок на урок. Бац! - и вызывают к доске. Вот вам второе задание: добежать до доски, нарисовать мелом черту, вернуться обратно, передать мел следующему. Последние участники эстафеты стирают все надписи. 
 
3. На перемене все бегут в столовую перекусить. На двух тарелках разложены кусочки яблок по числу человек в команде. Каждый ребенок подбегает и БЕЗ РУК, ОДНИМ РТОМ берет по кусочку яблока. Какая команда быстрее все съест? (Яблоко можно заменить батоном.) 

 

ПЕСЕНКА ПЕРВОКЛАССНИКА

(Дети поют под минусовку песни
«Топ, топ, топает малыш»):

 

Топ, топ, в школу я иду, 
Книги и тетради я несу. 
Научусь читать, писать, считать 
И задачки трудные решать.

 

Топ, топ, буду подрастать 
И о мире больше узнавать. 
Быстро интернет освою я 
И помогут мне учителя.

 

Топ-топ, топ-топ, в школу я иду, 
Топ-топ, топ-топ, в первый класс иду.

Топ, топ, в школу я иду, 
В классе я друзей себе найду. 

Будем дружно весело играть 
И вершины знаний покорять.

Топ, топ, годы пробегут, 
Буду поступать я в институт. 

Вспоминать я буду первый класс, 
Как пришёл сюда я в первый раз.

Топ-топ, топ-топ, в школу я иду, 
Топ-топ, топ-топ, в первый класс иду.

 

свернуть
Меню раздела