Оздоровление

Оздоровление  –  это  комплекс  мероприятий,  направленных  на повышение  устойчивости  к  физическим,  биологическим,  психологическим, социальным факторам окружающей среды в целях укрепления здоровья. Комплекс  мероприятий  по  оздоровлению  включает  следующие  подразделы: 

  • медицинское сопровождение процесса  оздоровления;
  • здоровьесберегающая организация образовательного  и  воспитательного  процессов; 
  • рациональная организация питания  и  питьевого  режима;
  • физкультурно-оздоровительные и закаливающие  мероприятия;
  • использование природно-рекреационных ресурсов  территории;
  • создание здоровьесберегающей предметной среды.

 

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - это здоровье.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое.

Важную роль в здоровье человека играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РБ №1141 от 16.11.2015 «О совершенствовании  медицинского контроля за состоянием здоровья детей».

Вам необходимо обеспечить:

1.Прохождение медицинского осмотра несовершеннолетнего  ЕЖЕГОДНО  в месяц его рождения.

2.Своевременное предоставление справки в учреждение образования с указанием группы здоровья для занятия физической культурой и спортом и рекомендациями (при необходимости) с учетом состояния здоровья ребенка.

Источник информации:  https://news.tut.by/society/511125.html

Профилактика СOVID-19

Медицинские осмотры детей дошкольного возраста

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Во исполнение приказа Министерства здравоохранения РБ №1141 от 16.11.2015г. «О совершенствовании  медицинского контроля за состоянием здоровья детей».

Вам необходимо обеспечить:

1.Прохождение медицинского осмотра несовершеннолетнего  ЕЖЕГОДНО  в месяц его рождения.

2.Своевременное предоставление справки в учреждение образования с указанием группы здоровья для занятия физической культурой и спортом и рекомендациями (при необходимости) с учетом состояния здоровья ребенка.

Медосмотр дети должны проходить раз в год — в месяц своего рождения или максимально приближенные к этой дате сроки. Это дает возможность планово организовать работу по выдаче медицинских справок, избежать массового потока детей в начале учебного года и каждому врачу уделить достаточное внимание качественного осмотру. Это дает возможность и родителям задать все интересующие вопросы о состоянии ребенка.

В справке прописывается комплексная оценка состояния здоровья ребенка: диагноз, эмоциональное состояние организма, резистентность, указывается группа для занятий по физкультуре и группа здоровья. Каждый год дети должны сдавать анализы крови и мочи, у них измеряют вес, рост, остроту зрения, артериальное давление, проверяют осанку. Если у врача-педиатра возникают вопросы, он направляет ребенка на дополнительные обследования.

Необходимо отменить, что данная медицинская справка не требует дополнительного осмотра в течение года: ни к началу учебного года, ни по требованию администрации учреждений образования. Углубленный осмотр включает в себя посещение узких специалистов и проводится в возрасте 3 лет перед детским садом, в 6 лет — перед школой, в 12 лет и в подростковом возрасте с 15 до 17 лет — ежегодно. У мальчиков этот период совпадает с началом призывного возраста, и осмотр проводится для военкомата. В 9−11 классах справка для поступления делается сразу после зимних каникул, а в 12 лет — летом.

Углубленный осмотр предполагает и визит девочек к гинекологу. Трехлетки посещают его перед оформлением в детсад. Если такого осмотра не было, то девочку направляют к врачу в 6 лет. Это делается для того, чтобы исключить врожденные особенности развития, оценить гигиенический уход. При осмотре должны присутствовать родители. Раньше следующий обязательный поход к гинекологу для девочек был в 12 лет, во время начала полового созревания. Теперь в этом возрасте осмотра нет. Но ежегодные осмотры начинаются с 15 лет.

Справку можно оформить и в частном медицинском центре, предоставив выписку из карточки по месту жительства.

Справки для посещения спортивных секций, клубов и кружков выдаются отдельно от справок о состоянии здоровья. И в зависимости от направления секции назначаются дополнительные методы диагностики.

Если ребенок занимается серьезно спортом, он проходит медосмотр согласно постановлению Министерства спорта. Там совершенно другой перечень исследований. Если ребенок только начинает заниматься, исследуется наличие функциональных отклонений, ЭКГ, дополнительные анализы, если врач считает это необходимым.

 

свернуть

Тепловой и солнечный удар

Тепловой и солнечный удары: первая помощь

   Перегревание или тепловой удар возникают при высокой температуре окружающей среды и усугубляются высокой влажностью. Тепловой удар. Остроразвивающееся болезненное состояние, обусловленное перегреванием организма в результате длительного воздействия высокой температуры внешней среды. Перегревание может наступить в результате прямого воздействия солнечных лучей на голову (солнечный удар).

   Особенно подвержены перегреванию лица, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, атеросклерозом, гипертонической болезнью, пороками сердца, ожирением, эндокринными расстройствами, вегето-сосудистой дистонией.

Симптомы перегревания усугубляются при повышении влажности окружающей среды.

Симптомы

Легкая степень:

  • общая слабость;
  • головная боль;
  • тошнота;
  • учащения пульса и дыхания;
  • расширение зрачков.

Меры: вынести из зоны перегревания, оказать помощь (см. ниже "Доврачебная помощь").

При средней степени:

  • резкая адинамия;
  • сильная головная боль с тошнотой и рвотой;
  • оглушенность;
  • неуверенность движений;
  • шаткая походка;
  • временами обморочные состояния;
  • учащение пульса и дыхания;
  • повышение температуры тела до 39-40°С.

Тяжелая форма теплового удара развивается внезапно. Лицо гиперемировано, позже бледно-цианотичное. Наблюдаются случаи изменение сознания от легкой степени до комы, клонические и тонические судороги, бред, галлюцинации, повышение температура тела до 41-42°С, случаи внезапной смерти. Летальность 20 - 30%.

Доврачебная помощь

СРОЧНО! Устранить тепловое воздействие;

  • удалить пострадавшего из зоны перегревания;
  • уложить на открытой площадке в тени;
  • вдыхание паров нашатырного спирта с ватки;
  • освободить от верхней одежды;
  • смачивание лица холодной водой, похлопывание по груди мокрым полотенцем;
  • положить на голову пузырь с холодной водой;
  • частое опахивание;
  • вызвать бригаду скорой помощи.

Профилактика

  • В жаркие дни при большой влажности желателен выход на открытый воздух до 10-11 часов дня, позже возможно пребывание в зеленой зоне в тени деревьев.
  • Выход из помещения только в головном уборе.
  • Целесообразно основной прием пищи перенести на вечерние часы.
  • Вместо воды можно пользоваться подкисленным или подслащенным чаем, рисовым или вишневым отваром, хлебным квасом.
  • Ограничение жирной и белковой пищи.
  • Запрещение спиртных напитков.
  • Одежда должна быть легкой, свободной, из хлопчатобумажных тканей, для постоянного испарения пота.
  • Нецелесообразно чрезмерное употребление косметических средств и кремов как препятствующих нормальному функционированию кожных покровов.

                                      Тепловой (солнечный) удар у детей

Симптомы. Общая слабость, обморочное бессознательное состояние, тошнота, рвота, повышение температуры, частый слабый пульс, носовое кровотечение.

Доврачебная помощь. Поместить пострадавшего в тени на свежем воздухе, раздеть. Прохладное питье, холодный компресс на голову, обливание или обтирание тела прохладной водой. Вдыхание паров нашатырного спирта с ватки. Вызов скорой помощи.

Профилактика. Прогулки до 11 часов с обязательным головным убором. Одежда легкая, из хлопчатобумажных тканей. Воздержаться от долгого стояния под прямыми лучами солнца. Ограничить лишние физические нагрузки (соревнования, длительные переходы). Исключить эмоциональное напряжение. В питании - овощные и фруктовые блюда, ограничить жирную пищу, избыточное количество мясных продуктов. Питье до 1,5-2 литров жидкости: прохладный чай, морс, соки, квас.

свернуть

Лето с детьми

Лето с детьми -- 10 правил безопасности.

  1. Не все, что привлекательно выглядит, является съедобным.

Лето - самое подходящее время, чтобы вместе с детьми изучить названия растений, ягод и плодов. На помощь придут энциклопедии, информация из интернета и ваши собственные знания. Если у вас есть сад, постарайтесь, чтобы в нем не росло ничего ядовитого: малыши могут просто забыть, что красивые оранжево-красные ягоды ландыша или бузину ни в коем случае есть нельзя. Поэтому лучше, если их просто не будет на участке. В любом случае установите правило: ничто незнакомое в рот не брать.

  1. Осторожнее с насекомыми.

Кроме ботаники, летом наглядно можно изучать и зоологию.

Поговорите о том, почему не нужно размахивать руками, если рядом летает оса. Почему лучше не пользоваться резко пахнущим мылом или детской чтобы не привлекать насекомых сладкими запахами. Что сделать, если/ все-таки укусила пчела. Для защиты от опасных насекомых выберите репеллент с натуральными компонентами, разрешенный для детей, и наносите его самостоятельно в соответствии с инструкцией.

  1. Защищаться от солнца.

Стоит, как можно раньше познакомить ребенка с солнцезащитным кремом и объяснить, для чего и как часто им пользоваться. И даже с учетом нанесенного крема нужно не забывать про головной убор и зонт для пляжных игр, а также о том, что необходимо чередовать время пребывания на солнце с играми в тени. Расскажите о периодах самого активного солнца (с 10-00 до 17-00) и объясните, что если ребенок чувствует, как ему начало щипать кожу, нужно сразу же уйти в тень.

  1. Купаться под присмотром взрослого.

Даже если ребенок уверенно плавает  или одет в специальные нарукавники, жилет и круг, обязательно будьте рядом внимательным наблюдателем и не упускайте его из виду. Так вы сможете видеть, что ребенок плавает специально отведенном, неглубоком месте и контролировать потенциально опасные игры, которыми дети могут увлекаться в воде.

  1. Надевать защитное снаряжение.

Покупка велосипеда, роликов или скейтборда должна сопровождаться покупкой шлема и прочей защиты от травм. А надевание такого снаряжения пусть станет обязательным правилом, неважно, одну минуту ехать до нужного места или двадцать.

  1. Выбирать безопасные игровые площадки.

Прежде чем посадить ребенка на качели, взрослому необходимо убедиться, что крепления прочные, а сиденье гладкое, без зазубрин и торчащих гвоздей. Аттракционы в парках необходимо выбирать в соответствии с рекомендованным правилами возрастом, напоминать детям о пристегивании и аккуратном поведении во время катания. Во время прыжков маленького ребенка на батуте, взрослому нужно находиться рядом и не разрешать кувырки или прыжки нескольких детей на батуте одновременно. Также нужно объяснить ребенку, что на солнце металлические части игровых конструкций могут сильно нагреваться и, прежде чем съезжать с горки, нужно убедиться, не горяча ли ее поверхность.

  1. Мыть руки перед едой.

А также овощи, фрукты и ягоды.

Чтобы избежать инфекций и "болезней немытых рук", летом необходимо чаще напоминать детям о простых правилах гигиены, а также иметь с собой влажные салфетки на случай, если рядом не окажется воды. Также летом нужно тщательно следить за скоропортящимися продуктами и не хранить их при комнатной температуре.

  1. Одеваться по погоде и ситуации.

Для жаркой погоды стоит выбирать одежду из натуральных тканей - "дышащую" и свободную. Поговорите о том, почему в лес лучше надевать одежду с длинными рукавами, брюки и закрытую обувь, и как это может защитить от укусов насекомых. Обратите внимание на то, как одет ребенок, играющий на детской площадке: опасными элементами одежды считаются тесемки на футболках и платьях и особенно шнурки, продетые в капюшоны кофт, так как они могут зацепиться за игровое оборудование.

  1. При грозе и молнии найти безопасное укрытие.

Даже если ребенок не боится громких звуков, а вид сверкающей молнии кажется ему завораживающим, стоит четко объяснить, какую опасность таит молния для людей на открытом пространстве, и почему необходимо переждать непогоду в закрытом помещении подальше от окон и дверей

  1. Пить достаточно воды.

Хорошо, если у ребенка есть свой рюкзак, а в нем бутылка с водой, которую можно наполнить. При активных играх нужно напоминать о питье каждые 15-20 минут, а в особенно жаркие дни нелишним будет распылять на тело термальную или обыкновенную воду из пульверизатора. Желательно, чтобы выходя из дома с детьми, родители держали в сумке стандартный летний набор: вода, солнцезащитный крем, мини-аптечка, головной убор и не портящиеся закуски. Так, имея под рукой предметы на случай необходимости, взрослые и дети смогут расслабиться и получать удовольствие от самого активного и солнечного времени года.

свернуть

Рекомендации родителям по организации летнего досуга детей

Рекомендации родителям по организации летнего досуга детей

 Наступило прекрасное, долгожданное, разноцветное, веселое, лето. С большими возможностями для отдыха и развлечений, для расширения кругозора, для закаливания и укрепления здоровья, для развития, для любимых дел, для путешествий и открытий, для поездок и встреч с красивыми городами, тайными уголками нашей Родины.

Летом дети, стремятся к самостоятельному познанию всего нового и необычного. И где бы ни отдыхал ребенок: с родителями на даче или у бабушки в деревне, за городом, в лесу или на речке - первоочередная задача взрослых - охрана жизни и здоровья.

С детьми у нас ежедневно проводятся минутки безопасности, беседы (когда один дома, как разговаривать с незнакомым человеком и т.д.), тематические мероприятия, конкурсы, игры по безопасности.

Нашими педагогами на летний период подготовлены памятки для родителей по правилам безопасности в лесу, на водоеме, в транспорте, во дворе, на улице, дома, а также по развитию мотивации к здоровому образу жизни.

А здоровый образ жизни - это:

утренняя зарядка, регулярные занятия физкультурой и спортом, двигательная активность;

рациональное здоровое питание;

отсутствие вредных привычек;

здоровый семейный микроклимат;

соблюдение режима дня;

позитивное мышление;

положительные эмоции;

жизнь без стрессов и конфликтов;

постоянная забота о своем здоровье и здоровье близких.

Но, безусловно, личный пример родителей и педагогов по выполнению основных заповедей здорового и безопасного образа жизни - важнейшее условие повышения мотивации детей к сохранению и укреплению своего здоровья.

От родителей лето требует не меньшего внимания к воспитанию и развитию своих детей. Досуг должен быть организованным: это и настольные, сюжетные, дидактические и подвижные игры, совместные дела и свободное общение. Лето детям должно запомнится играми, дружбой, творческими делами, новыми возможностями, новым образом жизни, новыми ощущениями себя и окружающей среды. Поэтому больше времени уделяйте общению с ребенком, искренним разговорам.

Читайте книги о воспитании детей, которые помогут вам лучше понять своего ребенка, укрепить с ним дружбу, отследить динамику его личного развития, характер и разносторонние интересы, понять, что и почему интересно сыну или дочери, что делает он долго и без усталости. Ежедневно спрашивайте в каких делах участвовал ребенок, все ли у него получается, чему новому научился, что интересного узнал, как себя чувствует, соблюдает ли правила безопасности, насколько ответственно относиться к своему здоровью и т.д. При этом важно сохранить доверительные дружеские отношения со своим ребенком.

Чему еще можно обучить летом своего ребенка? Правильному общению с природой, заботливому отношению ко всему живому. Общаясь с природой, дети становятся умнее, добрее, и более эмоциональнее. Формирование гармоничных отношений в системе "человек - природа" укрепляет и развивает морально-ценностную основу воспитания детей.

Посещение музеев, парков, исторических и памятных мест Беларуси, других стран, не только обогащает детей необходимой информацией, расширяет кругозор, но и воспитывает любовь к родному краю, активную гражданскую позицию.

В летнее время можно развивать читательскую осведомленность и мотивацию к чтению художественной литературы. Это можно делать через посещение библиотеки, книжного магазина (самостоятельного выбора ребенком книг), совместному чтению и обсуждению интересных книг. Важно не просто, читать ребёнку текст, а учить его пересказывать, отвечать на вопросы, самому ребёнку формулировать вопросы и давать аргументированные ответы. На родительских собраниях педагогами предложены родителям списки рекомендованной для чтения литературы летом.

Еще одна прекрасная особенность лета - это возможность воспитания в детях трудолюбия, уважения к людям труда, формирования навыков выполнения самых простых трудовых операций. Приложенные вами старания не пройдут даром,  вознаграждением будут успехи детей, их хорошее здоровье, отличное настроение, радость, укреплением детско-родительских отношений.

Пожелаем же всем нашим детям интересных открытий, а родителям - спокойствия, терпения, мудрости, так как дети, которые, хотя и повзрослели на год, в это летнее время очень нуждаются в вашей любви, понимании, заботе и поддержке.

 

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на период летнего оздоровительного периода

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на период летнего оздоровительного периода

  • Соблюдайте режим дня.
  • Во избежание солнечного удара одевайте детям головные уборы (панамы, кепки из хлопчатобумажной ткани).
  • Ежедневно приносите детям сменную одежду (чистые трусики, майку).
  • Ежедневно давайте ребёнку чистый носовой платок (из хлопчатобумажной ткани).
  • Обувь ребёнка должна быть кожаная, по размеру, открытая, с фиксированной пяткой.
  • В выходные не лишайте ребёнка дневного сна.
  • Не давайте детям слишком горячую или слишком холодную пищу.
  • За 15 минут до приёма пищи давайте ребёнку по четверть стакана воды — это повысит аппетит и утолит жажду.
  • Нежелательно давать ребёнку сладости и другую еду.
  • Ежедневно утром информируйте воспитателя о состоянии здоровья ребёнка.
  • В целях улучшения психологического комфорта и психического здоровья детей, подготовки к новому учебному году рекомендуем организовать летний отдых ребёнка в кругу семьи и родственник

 

свернуть

Закаливание

Закаливание от2 до 3 лет

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день в соответствии с распорядком дня).

Дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года - со снижением температуры воздуха в помещении до +19 °С.

Ходьба босиком до и после сна, на физкультурных занятиях с постепенным увеличением времени от 2 до 5 мин, в теплое время года - по траве, песку.

Физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание в течение дня.

Индивидуальное закаливание в семье.

Закаливание от 3 до 4 лет

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день в соответствии с распорядком дня).

Дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года - со снижением температуры воздуха в помещении до +19°С.

Ходьба босиком по дорожкам для профилактики плоскостопия, в теплое время года - по траве, песку.

Физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание прохладной водой в течение дня, игры с водой.

Индивидуальное закаливание в семье.

Закаливание от 4 до 5 лет

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день);

Дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года - со снижением температуры воздуха в помещении до +18 °С;

Ходьба босиком по дорожкам для профилактики плоскостопия, в теплое время года по траве, песку;

Физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание в течение дня прохладной водой, полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой.

Индивидуальное закаливание в семье.

Закаливание от 5 до 6 лет

Ежедневные оздоровительные прогулки (не реже двух раз в день);

Дневной (ночной) сон в теплое время года при открытых форточках (избегая сквозняков), в холодное время года - со снижением температуры воздуха в помещении до +18 °С,

Ходьба босиком в теплое время года по траве, песку;

Физические упражнения в проветренном помещении и на воздухе в облегченной, не стесняющей движения одежде.

Умывание в течение дня прохладной водой, полоскание рта водой комнатной температуры после каждого приема пищи, игры с водой.

Индивидуальное закаливание в семье.

свернуть

Формирование основ здорового образа жизни

Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.

Здоровье — это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоро­вье - один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и эконо­мического развития. Реализация интеллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе.

Здоровье это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармо­ническое развитие личности. Оно является важнейшей предпо­сылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная, долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого здоровья.

Современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для моло­дых людей — быть здоровыми.

По определению спе­циалистов  Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Современная концепция здоровья позволяет выделить его основные составляющие - физическую, психологическую и поведенческую.

Физическая составляющая включает уровень роста и развития органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. Основой этого процесса являются морфологические и функциональные преобразования и резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную адаптацию человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая - это состояние психической сферы, которое определяется мотивационно-эмоциональными, мыслительными и нравственно-духовными компонента­ми. Основой его является состояние эмоционально-когнитив­ного комфорта, обеспечивающего умственную работоспособ­ность и адекватное поведение человека. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями удовлетворения этих потребностей.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состоя­ния человека. Оно выражается в степени адекватности пове­дения, умении общаться. Основу его составляют жизненная позиция (активная, пассивная, агрессивная) и межличностные отношения, которые определяют адекватность взаимодействия с внешней средой (биологической и социальной) и спо­собность эффективно трудиться.

Академик Амосов Н.М. определяет здоровье как количество резервов в организме - максимальная произво­дительность органов при сохранении качественных пределов их функции.

Система функциональных резервов организма состоит из подсистем:

1. Биохимические резервы (реакции обмена).
2. Физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов).
3. Психические резервы.

По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье на 50% зависит от  образа жизни человека, на 20% — от наследственности, на 20% — от состояния окружающей среды (эколо­гии) и на 10% — от работы национальной системы здравоо­хранения. Итак, в наибольшей степени здоровье человека  зависит от образа жизни, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни (ЗОЖ).

В основе любого образа, жизни лежат принципы, т.е. правила поведения, которым следует индивид. Различают биологические и социальные принципы, на основе которых формируется здоровый образ жизни. Биологические принципы: образ жизни должен быть возрастным, обеспеченным энергетически, укрепляющим, ритмичным, умеренным. Социаль­ные принципы; образ жизни должен быть эстетичным, нрав­ственным волевым, самоограничительным.                           

В основу данной классификации положен принцип единст­ва индивидуального и общего, единства организма и среды — биологической и социальной. В связи с этим ЗОЖ - это не что иное, как рациональная организация жизнедеятельности человека на базе ключевых биологических и социальных жизненно важных форм поведения — поведенческих факторов.

Перечислим основные из них:

рациональный режим труда и отдыха,

искоренение вредных привычек,

оптимальный двигатель­ный режим,

личную гигиену,

закаливание,

рациональное питание.

 

Источник: https://www.bsmu.by/page/3/5719/

 

 

свернуть