В учреждениях дошкольного образования в качестве основных средств воздействия возможно использование адаптированных к работе с воспитанниками методов и приёмов
общей теории сильного мышления (ОТСМ),
теории решения изобретательских задач (ТРИЗ),
развития творческого воображения (РТВ).
ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – чётко структурированная и алгоритмизированная технология, в содержание которой входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию сильного мышления, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии развивает у детей дошкольного возраста способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера. Эффективность применения данной технологии заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений детей с учётом их возрастных особенностей. Внедрение методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии в образовательную практику повышает уровень профессионализма и компетентности педагогов.
Наиболее эффективны в коррекционной работе с воспитанниками следующие методы и приемы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии:
- Метод проб и ошибок. Это основной метод решения изобретательских задач. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении возможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую, и так — пока не получат правильный вариант.
- Метод фокальных объектов - он используется для упражнений по развитию воображения — когда прототип наделяют посторонними признаками. Данный метод позволяет детям быстро и с интересом подбирать прилагательные и другие части речи для образования новых словосочетаний.
- Метод контрольных вопросов можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях любого вида. Дети учатся самостоятельно составлять и задавать вопрос, чтобы отгадать загаданное животное или предмет.
- Метод противоречий отражает конфликт между частями или свойствами. В логопедической работе он раскрывается в игре «Хорошо — плохо» (согласно лексической теме) или ее вариантах — «Удобно — неудобно», «Нравится — не нравится» и т. п. Метод противоречий используется также на занятиях по рассказыванию по картине с проблемным сюжетом.
- Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. (Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный, рассказывающий на ночь сказки…). Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться и т.д.
- Метод «Системный анализ» – помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. (Например: Система «Лягушонок», Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
- Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
- Кольца Луллия– пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов.
Цель данного пособия: уточнить знания дошкольниковв различных предметных областях, развивать вариативность воображаемых образов.
Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Упражнения с кольцами Луллия способствует обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи.
Таким образом использование данных методов и приемов с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Эти методы органично сочетаются с расширением словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативы. У дошкольников формируется эмоциональная отзывчивость на задания по преодолению речевого недоразвития, развиваются произвольность и контроль своих действий.