ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Общая теория сильного мышления (ОТСМ), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), развитие творческого воображения (РТВ).

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;
  • формирование навыков творческого стиля мышления;
  • систематичности;
  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию)
  • не шаблонности;
  • смелости решения;
  • творческой интуиции;
  • развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

  • эвристическая игра,
  • мозговой штурм,
  • коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология что это такое?

В учреждениях дошкольного образования в качестве основных средств воздействия возможно использование адаптированных к работе с воспитанниками методов и приёмов

общей теории сильного мышления (ОТСМ),

теории решения изобретательских задач (ТРИЗ),

развития творческого воображения (РТВ).

         ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – чётко структурированная и алгоритмизированная технология, в содержание которой входят разнообразные методы, творческие задания и игры, способствующие развитию воображения, речи, формированию сильного мышления, воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

    Использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии развивает у детей дошкольного возраста способность видеть системную картину мира, оперировать противоречиями, преодолевать психологическую инерцию и решать задачи творческого характера. Эффективность применения данной технологии заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений детей с учётом их возрастных особенностей. Внедрение методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ – технологии в образовательную практику повышает уровень профессионализма и компетентности педагогов.

Наиболее эффективны в коррекционной работе с воспитанниками следующие методы и приемы ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии:

  • Метод проб и ошибок. Это основной метод решения изобретательских задач. Суть его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении возможных вариантов решения: если выдвинутая идея оказывается неудачной, ее отбрасывают, а затем выдвигают новую, и так — пока не получат правильный вариант.
  • Метод фокальных объектов - он используется для упражнений по развитию воображения — когда прототип наделяют посторонними призна­ками. Данный метод позволяет детям быстро и с интересом подбирать прилагательные и другие части речи для образования новых словосочетаний.
  • Метод контрольных вопросов можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях любого вида. Дети учатся самостоя­тельно составлять и задавать вопрос, чтобы отгадать загаданное животное или предмет.
  • Метод противоречий отражает конфликт между частями или свойствами. В логопедической работе он раскрыва­ется в игре «Хорошо — плохо» (согласно лексической теме) или ее вариантах — «Удобно — неудобно», «Нравится — не нравится» и т. п. Метод противоречий используется также на занятиях по рассказыванию по картине с проблемным сюжетом.
  • Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. (Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный, рассказывающий на ночь сказки…). Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться и т.д.
  • Метод «Системный анализ» – помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. (Например: Система «Лягушонок», Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
  • Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).
  • Кольца Луллия– пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определенные сектора на каждом из кругов.

Цель данного пособия: уточнить знания дошкольниковв различных предметных областях, развивать вариативность воображаемых образов.

Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Упражнения с кольцами Луллия способствует обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи.

      Таким образом использование данных методов и приемов с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым. Эти методы органично сочетаются с расширением словаря, формированием грамматического строя речи, развитием функции языкового анализа и синтеза и, кроме того, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности и инициативы. У дошкольников формируется эмоциональная отзывчивость на задания по преодолению речевого недоразвития, развиваются произвольность и контроль своих действий.

свернуть

Учебно методические пособия для работы с ОТСМ-ТРИЗ-РТВ- технологией

Мы используем в работе ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологию!

В нашем дошкольном учреждении воспитатель дошкольного образования Наумова Наталия Павловна  активно внедряет в образовательный процесс ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологию, также является членом районной творческой группы «ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология».