ОТЧЁТ
о результатах реализации педагогического проекта
«Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс»
за 2019/2020 учебный год
Актуальность педагогического проекта
В соответствии с действующей редакцией Кодекса Республики Беларусь об образовании (№ 243-З от 13.01.2011), третьей главы «Система образования», статьёй 18 «Воспитание в системе образования» обозначена цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Познавательный интерес выступает ценнейшим мотивом учебной деятельности воспитанников, одним из самых действенных и важных стимулов обучения. Таким образом, одна из главных задач педагога состоит в поддержании, развитии и формировании познавательных интересов детей дошкольного возраста. Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (её задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.
В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребёнка. Значение от обычных средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребёнка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать познавательный интерес, опираясь на наглядно-образное мышление, которое преобладает в дошкольном возрасте. Информационно-коммуникационные технологии принципиально отличаются от уже существующих игр и игрушек, что способствует активному развитию ребенка. В связи с этим считаем актуальным внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста, что будет способствовать готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Цель педагогического проекта: создание условий для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Задачи:
- Расширить возможности учреждения дошкольного образования для совершенствования качества образовательного процесса.
- Изучить нормативную правовую документацию и научно-методическую литературу по теме педагогического проекта.
- Пополнить развивающую предметно-пространственную среду.
- Произвести анализ состояния образовательной практики с позиции использования информационно-коммуникационных технологий.
- Обеспечить методическую поддержку педагогических кадров в совершенствовании их теоретической подготовки, повышении уровня профессиональной компетентности в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий.
- Обеспечить организационно-управленческие условия для эффективного внедрения ИК-технологий
Содержание работы участников проекта
В течение 2019/2020 учебного года были запланированы и проведены необходимые мероприятия. Были изучены и проанализированы теоретические положения и педагогическая практика по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста. В годовой план учреждения дошкольного образования были внесены изменения по вопросам информационно-методического сопровождения в рамках педагогического проекта. Также для качественной работы с информацией, изготовления дидактического материала для педагогического коллектива в информационно-методическом кабинете, оборудовано рабочее место с оргтехникой, компьютером с подключением к интернету.
В рамках научно-методического консультирования участников педагогического проекта были проведены следующие мероприятия, консультации: «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании», «Информационно-коммуникационные технологии в развитии детей дошкольного возраста: история и современность», «Формирование познавательной активности воспитанников учреждения дошкольного образования в процессе ознакомления с профессиями средствами интерактивных электронных дидактических игр», памятка «Компьютерная презентация как средство обучения детей» (приложение 3), круглый стол «Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях учреждения дошкольного образования», методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования», «Основные требования к созданию ЭОР в учреждении дошкольного образования».
Воспитатель дошкольного образования Аксенчик А.С. посетила дистанционный семинар «Использование программ Microsoft Offiсe в практике работы современного педагога», воспитатель дошкольного образования Нарейко А.В. и педагог-психолог Варонина И.А. приняли участие в семинаре «Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога дошкольного образования». По итогам анкетирования педагогических работников по оценке ИКТ-компетентности, 65% педагогов используют ИКТ при подготовке к занятию и для самообразования, в основном используют текстовый редактор (для написания планов), готовые презентации. Ежедневно используют ИКТ в образовательной работе только 42% от общего количества педагогических работников (имеющих компьютеры в кабинетах). Высказали желание приобщиться к использованию ИКТ в образовательном процессе – 75%. Приложение 2
Учитель-дефектолог Байкова Т.Е., обобщила педагогический опыт по теме «Возможности повышения эффективности работы учителя- дефектолога в условиях дошкольного учреждения (использование ИКТ): опыт, проблемы, мнение, результаты, советы». В рамках педагогического проекта изготовила электронные дидактические игры по вопросам автоматизации и дифференциации звуков в словах и предложениях, развития связной речи детей дошкольного возраста.
Ссылка на авторскую дидактическую игру «Под грибом» https://cloud.mail.ru/public/3rGQ/3Jx3R5FgS
Ссылка на авторскую электронную игру «Лёгкі хлеб».
https://cloud.mail.ru/public/323o/5fFveAcmw
Cсылка на Іnstagrаm учителя-дефектолога https://www.instagram.com/invites/contact/?i=11q21w4cy31g9&utm_content=bf0zst4).
Также воспитателями дошкольного образования Третьяк Т.И. и Нарейко А.В. разработаны мультимедийные презентации:
для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Ребёнок и общество» по теме «Беларусь наша Родина», «Ребёнок и природа» – по теме «Дикие животные весной», «Элементарные математические представления» – по теме «Математику изучаем себя развиваем», «Части суток»;
для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» по темам: «Дикие животные», «Овощи», «Предметы из пластмассы», «Предметы из дерева», «Стекло»;
для первой младшей группы по образовательной области «Развитие речи и культура речевого развития» по теме «Дикие животные», «Виды транспорта», «Овощи», «Профессии», «Фрукты».
Также воспитателем дошкольного образования Лопатко И.Л разработаны конспекты занятий по образовательной области «Ребёнок и природа» (см. приложение 1).
Результаты реализации педагогического проекта
На данном этапе реализации педагогического проекта в соответствии с целью педагогического проекта можно выделить следующие результаты.
Педагоги:
Педагогическая компетентность педагогических работников по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
1.1. владение каждым педагогом знаниями об особенностях дошкольного возраста;
1.2. владение знаниями об использовании информационно-коммуникационных технологии в образовательном процессе;
1.3. умение определять содержание материала в соответствии с образовательным стандартом, образовательной программой дошкольного образования;
1.4. умение применять разные формы информационно-коммуникационных технологий в разных видах деятельности воспитанников.