"Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс"

Срок реализации: 2019 – 2022

Руководитель педагогического проекта: Сидорик Елена Сергеевна, заведующий,

Телефоны: рабочий (801716)71621, (801716)71541

мобильный (+375 29) 706 79 40

Е-mail: dcrre@schoolnet.by

Координатор педагогического проекта: Муравская Оксана Николаевна,

заместитель заведующего по основной деятельности

Телефоны: рабочий (801716)71621, (801716)71541

мобильный (+375 29) 574 00 25

Е-mail: dcrre@schoolnet.by

Реализация проекта

Участники педагогического проекта

Ф. И. О.        

 

Должность  

 

Стаж, образование

1

Сидорик

Елена Сергеевна

Заведующий

Высшее, стаж 9 лет

2

Муравская Оксана Николаевна

Заместитель заведующего по основной деятельности

Высшее, стаж 6 лет

3

Залесская Людмила Богдановна

Музыкальный руководитель

Среднее

специаль-ное, стаж 12 лет

4

Янушкова Алла Александровна

Руководитель физического воспитания

Высшее, стаж 19 лет

5

Байкова Татьяна Евгеньевна

Учитель-дефектолог

Высшее, стаж 25лет

6

Аксенчик Алина Сергеевна

Воспитатель дошкольного образования,

вторая младшая группа  в 2019/2020 учебном году

Высшее, стаж 1,5 года

7

Леванчук Наталия Валентиновна

Воспитатель дошкольного образования

в средней группе 2019/2020 в учебном году

Среднее специаль-ное, стаж 22 года

8

Наумова Наталья Павловна

Воспитатель дошкольного образования

в старшей группе в 2019/2020 учебном году

Среднее специаль-ное, стаж 30лет

9

Лопатко

Илона Леонидовна

Воспитатель дошкольного образования в старшей группе в 2019/2020 учебном году

Высшее, стаж 29 лет

10

Синькевич Светлана Геннадьевна

Воспитатель дошкольного образования в старшей группе в 2019/2020 учебном году

Среднее

Специаль-ное, стаж 28лет

свернуть

Основная идея проекта

Основная идея

 Реализация педагогического проекта будет способствовать обеспечению комплексного подхода к формированию у детей дошкольного возраста познавательного интереса посредством внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Познавательная деятельность дошкольника представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития ребенка, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

Воспитание познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в играх, труде, общении и не требует каких-либо специальных занятий. Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует. Мы считаем, что для современных детей условием возникновения познавательного интереса являются дидактические продуманные занятия и игры с использованием информационно-коммуникационным технологий. Воспитатель осуществляет обучающее и развивающее воздействие путем привлечения внимания детей, словесных указаний, что нужно сделать, увидеть, услышать, и наглядного показа способа действий. Именно определение содержания и направление деятельности детей вызывают заинтересованность, практическую и умственную активность детей, содействуют повышению произвольности и осознанности восприятия.

 

Цель педагогического проекта: создание условий для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Расширить возможности учреждения дошкольного образования для совершенствования качества образовательного процесса.
  2. Изучить нормативную правовую документацию и научно-методическую литературу по теме педагогического проекта.
  3. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду.
  4. Повысить уровень педагогической компетенции родителей по теме педагогического проекта.
  5. Произвести анализ состояния образовательной практики с позиции использования информационно-коммуникационных технологий.
  6. Обеспечить методическую поддержку педагогических кадров в совершенствовании их теоретической подготовки, повышении уровня профессиональной компетентности в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий.

Обобщить опыт работы педагогов учреждения дошкольного образования и подготовить методические рекомендации по вопросам формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс

свернуть

Календарный план на 2021-2022 учебный год

Календарный план 2020/2021

Мероприятие

Срок

Ответственный

1

Научно-методическое консультирование участников реализации педагогического проекта

В течение учебного года

Заведующий Сидорик Е.С.

2

Корректировка календарного плана учреждения с учетом целей и задач педагогического проекта

 

Август 2020

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

3

Диагностическая работа по определению уровня познавательного интереса детей дошкольного возраста

Сентябрь  2020

Воспитатели дошкольного образования: Лопатко И.Л., Байкова Т.Г.

педагог-психолог Варонина И.А.

4

Составление плана курсовой подготовки педагогов, задействованных в реализации проекта

Сентябрь  2020

Заведующий Сидорик Е.С.

5

Разработка тематического планирования образовательной работы с воспитанниками

Октябрь –ноябрь

2020г.

Муравская О.Н., заместитель заведующего по основной деятельности

6

Разработка конспектов занятий по образовательным областям с применением информационно-коммуникационных технологий

Октябрь –ноябрь  2020

Педагогические работники

7

Проведение методических мероприятий по вопросам «Использование пакета Microsoft Office для создания электронных материалов», «Современные образовательные технологии как условие обеспечения качества дошкольного образования»

Октябрь –ноябрь 2020

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

8

Проведение семинара по теме «Использование интерактивных презентаций в учреждениях дошкольного образования»

Октябрь-ноябрь 2020

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

9

Проведение инструктивно-методических совещаний по вопросам создания и использования мультимедийных средств в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста

 

 Декабрь 2020

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

10

Создание и, использования мультимедийных средств для организации  образовательном процессе с детьми дошкольного возраста (с учетом возрастных особенностей воспитанников)

Декабрь-май   2020

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.,

педагогические работники

11

Отражение результатов реализации педагогического проекта на сайте учреждения

На протяжении 2020/2021 учебного года

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.,

педагогические работники

12

Трансляция опыта работы педагогов в рамках реализации проекта с областных и республиканских СМИ

На протяжении 2020/2021 учебного года

Заведующий Сидорик Е.С.;

заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.;

педагогические работники

свернуть

Календарный план 2019/2020

Календарный план реализации педагогического проекта

«Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий

 в образовательный процесс»

на 2019/2020 учебный год

 

Мероприятия

Срок

Ответственный

1

Обсуждении идеи педагогического проекта на заседании педагогического совета

Май 2019

Заведующий Сидорик Е.С.

2

Изучение и анализ теоретических положений и педагогической практики о теме педагогического проекта

Май 2019

Заместитель заведующего по основной деятельности

Муравская О.Н.

3

Разработка системы научно-методического сопровождения педагогического проект

Май-август 2019

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

4

Распределение функциональных обязанностей участников педагогического проекта

Июнь 2019

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

5

Корректировка годового плана учреждения с учетом целей и задач педагогического проекта

 

Август 2019

Заведующий Сидорик Е.С.

6

Подготовка приказа по учреждению о начале реализации проекта, составе участников проекта, их обязанностях

Сентябрь 2019

Заведующий Сидорик Е.С.

7

Определение содержания и форм мониторинга, коррекции, возможных рисков и ограничений, путей их преодоления

Сентябрь 2019

Заведующий Сидорик Е.С.

8

Определение функциональных обязанностей участников проекта, составление плана курсовой подготовки педагогов

Октябрь-март 2020

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

9

Подготовка технологического и методического обеспечения

Февраль-март 2020

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

10

Научно-методическое консультирование участников реализации педагогического проекта

Апрель 2020

Заместитель заведующего по основной деятельности Муравская О.Н.

11

Разработка конспектов занятий по образовательным областям с применением информационно-коммуникационных технологий

Май  2020

Воспитатели дошкольного образования: Аксенчик А.С., Леванчук Н.В., Наумова Н.П., Залесская Л.Б., Синькевич С.Г.

12

Диагностическая работа по определению уровня познавательного интереса детей дошкольного возраста

Май  2020

Воспитатели дошкольного образования: Лопатко И.Л., Байкова Т.Г.

свернуть

Отчет 2019/2020

ОТЧЁТ

о результатах реализации педагогического проекта

«Формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс»

за 2019/2020 учебный год

 

Актуальность педагогического проекта

В соответствии с действующей редакцией Кодекса Республики Беларусь об образовании (№ 243-З от 13.01.2011), третьей главы «Система образования», статьёй 18 «Воспитание в системе образования» обозначена цель воспитания – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Познавательный интерес выступает ценнейшим мотивом учебной деятельности воспитанников, одним из самых действенных и важных стимулов обучения. Таким образом, одна из главных задач педагога состоит в поддержании, развитии и формировании познавательных интересов детей дошкольного возраста. Процесс формирования познавательных интересов, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (её задачи, содержание, способы и мотивы) составляет объективную основу развития познавательных интересов.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребёнка. Значение от обычных средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребёнка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать познавательный интерес, опираясь на наглядно-образное мышление, которое преобладает в дошкольном возрасте. Информационно-коммуникационные технологии принципиально отличаются от уже существующих игр и игрушек, что способствует активному развитию ребенка. В связи с этим считаем актуальным внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста, что будет способствовать готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Цель педагогического проекта: создание условий для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Задачи:

  1. Расширить возможности учреждения дошкольного образования для совершенствования качества образовательного процесса.
  2. Изучить нормативную правовую документацию и научно-методическую литературу по теме педагогического проекта.
  3. Пополнить развивающую предметно-пространственную среду.
  4. Произвести анализ состояния образовательной практики с позиции использования информационно-коммуникационных технологий.
  5. Обеспечить методическую поддержку педагогических кадров в совершенствовании их теоретической подготовки, повышении уровня профессиональной компетентности в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий.
  6. Обеспечить организационно-управленческие условия для эффективного внедрения ИК-технологий

 

Содержание работы участников проекта

В течение 2019/2020 учебного года были запланированы и проведены необходимые мероприятия. Были изучены и проанализированы теоретические положения и педагогическая практика по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс для формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста. В годовой план учреждения дошкольного образования были внесены изменения по вопросам информационно-методического сопровождения  в рамках педагогического проекта. Также для качественной работы с информацией, изготовления дидактического материала для педагогического коллектива в информационно-методическом кабинете, оборудовано рабочее место с оргтехникой, компьютером с подключением к интернету.

В рамках научно-методического консультирования участников педагогического проекта были проведены следующие мероприятия, консультации: «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании», «Информационно-коммуникационные технологии в развитии детей дошкольного возраста: история и современность», «Формирование познавательной активности воспитанников учреждения дошкольного образования в процессе ознакомления с профессиями  средствами интерактивных электронных дидактических игр», памятка «Компьютерная презентация как средство обучения детей» (приложение 3), круглый стол «Возможности применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в условиях учреждения дошкольного образования», методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе учреждения дошкольного образования», «Основные требования к созданию  ЭОР в учреждении дошкольного образования».

Воспитатель дошкольного образования Аксенчик А.С. посетила дистанционный семинар «Использование программ Microsoft Offiсe  в практике работы современного педагога», воспитатель дошкольного образования Нарейко А.В. и педагог-психолог Варонина И.А. приняли участие в семинаре «Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога дошкольного образования».  По итогам анкетирования педагогических работников по оценке ИКТ-компетентности, 65% педагогов используют ИКТ при подготовке к занятию и для самообразования, в основном используют текстовый редактор (для написания планов), готовые презентации. Ежедневно используют ИКТ в образовательной работе только 42% от общего количества педагогических работников (имеющих компьютеры в кабинетах). Высказали желание приобщиться  к использованию ИКТ в образовательном процессе – 75%. Приложение 2

 

Учитель-дефектолог Байкова Т.Е., обобщила педагогический опыт по теме «Возможности повышения эффективности работы учителя- дефектолога в условиях дошкольного учреждения (использование ИКТ): опыт, проблемы, мнение, результаты, советы». В рамках педагогического проекта изготовила электронные дидактические игры  по вопросам автоматизации и дифференциации звуков в словах и предложениях, развития связной речи детей дошкольного возраста.

Ссылка на  авторскую дидактическую игру «Под грибом» https://cloud.mail.ru/public/3rGQ/3Jx3R5FgS

Ссылка на авторскую электронную игру «Лёгкі хлеб».

https://cloud.mail.ru/public/323o/5fFveAcmw

Cсылка на Іnstagrаm учителя-дефектолога https://www.instagram.com/invites/contact/?i=11q21w4cy31g9&utm_content=bf0zst4).

Также воспитателями дошкольного образования Третьяк Т.И. и Нарейко А.В. разработаны мультимедийные презентации:

для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Ребёнок и общество» по теме «Беларусь наша Родина», «Ребёнок и природа» – по теме «Дикие животные весной», «Элементарные математические представления» – по теме «Математику изучаем себя развиваем», «Части суток»;

для детей среднего дошкольного возраста  по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» по темам: «Дикие животные», «Овощи», «Предметы из пластмассы», «Предметы из дерева», «Стекло»;

для первой младшей группы по образовательной области «Развитие речи и культура речевого развития» по теме «Дикие животные», «Виды транспорта», «Овощи», «Профессии», «Фрукты».  

Также воспитателем дошкольного образования Лопатко И.Л разработаны конспекты занятий  по образовательной области «Ребёнок и природа» (см. приложение 1).

 

Результаты реализации педагогического проекта

На данном этапе реализации педагогического проекта в соответствии с целью педагогического проекта можно выделить следующие результаты.

 

Педагоги: 

Педагогическая компетентность педагогических работников по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

1.1. владение каждым педагогом знаниями об особенностях дошкольного возраста;

1.2. владение знаниями об использовании информационно-коммуникационных технологии в образовательном процессе;

1.3. умение определять содержание материала в соответствии с образовательным стандартом, образовательной программой дошкольного образования;

1.4. умение применять разные формы информационно-коммуникационных технологий в разных видах деятельности воспитанников.

 

свернуть

Меню раздела