Дошкольникам об экономике

Экономическое воспитание – новое направление дошкольной педагогики. В последнее десятилетие встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эта потребность общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок уже с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как деньги, вещи, труд, стоимость.

  Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Эффективность экономического воспитания во многом определяется тем, какая нравственная основа закладывается в личности ребенка. В процессе экономического воспитания, наряду с усвоением основных экономических категорий, происходит формирование нравственных качеств личности дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении.

  Проанализировав методическую литературу по проблеме формирования  экономических представлений  у детей дошкольного возраста можно сделать вывод, что   видные представители классической педагогики прошлого уделяли значительное внимание роли экономического образования.

   В трудах Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоции имеются рекомендации по воспитанию детей, которые имеют самое непосредственное значение  к экономическому воспитанию: обучение ремеслу с детских лет, умение трудится, овладение практическими навыками.

  В педагогической системе А.С. Макаренко вопросы экономического воспитания занимали одно из ведущих мест: «Из каждого ребенка должен вырасти не только хороший, честный человек, но и хороший, честный хозяин».

  В.А. Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей «… возьмите ли вы игры, возьмите ли вы рисунки, возьмите ли вы труд – везде и во всем вы будете иметь дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка».

  Л. С. Выгоцкий именно он утверждал,  что начало развитие творческих способностей детей приходится на дошкольный возраст.

  Эффективным средством в формировании экономических представлений и развития творческой индивидуальности является художественная литература, где экономическое содержание развертывается перед детьми   в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. В своей работе педагогу необходимо опираться на методы и приемы, которые направлены на развитие творческой индивидуальности. Приоритетным является познавательное и личностное развитие ребенка, способствующее самореализации личности, проявлению своего «Я».

  Вся работа должна быть построена на принципе беспрерывности и дифференциации экономического образования, который предусматривает постоянное перемещение от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и склонности детей, отличия в семейном воспитании, национальной традиции и интересов общества.

Содержание учебной программы дошкольного образования по разделу "Основы экономической культуры"

  Содержание учебной программы дошкольного образования по разделу "Основы экономической культуры"

Учебная программа дошкольного образования ориентирует педагогов на формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений об экономике. Необходимо не только дать подрастающему поколению знания, но и сформировать у них интерес к экономической стороне действительности, научить мыслить экономическими категориями. Лишь при определенном уровне образованности и воспитания человек сможет эффективно выполнять свои функции. Происходящие в обществе изменения требуют создания новых ценностных ориентиров. При этом уровень экономического воспитания может служить одним из показателей социального прогресса общества.

  Экономическое образование включает в себя две части: экономическое воспитание и экономическое обучение – и выполняет следующие функции:

  • образовательную  – ознакомление с элементарными экономическими знаниями, терминами и понятиями;
  • развивающую – содействие формированию разумных потребностей, желанию соотносить личные запросы с возможностями семьи;
  • воспитательную – формирование аккуратности, бережливости, ответственности, предприимчивости и т.д.

Средний дошкольный возраст

Формировать представления:

о деньгах: источник дохода (зарабатывают люди и получают за результаты своего труда); имеют разную ценность (один рубль, пять рублей); выглядят по-разному; что с их помощью можно делать (покупать продукты, одежду, игрушки); где их можно хранить (копилка, кошелек, сумка);

семейном бюджете (деньги, которые получают все члены семьи), его планировании

(доходы и расходы на определенный период времени (плата за квартиру), на необходимые

покупки (продукты питания, одежда) и необязательные покупки (конфеты, игрушки);

потребностях людей (нуждах), возможностях их удовлетворения;

рыночных понятиях: товар, покупка товара (покупатель); продажа товара

(продавец); стоимость товара; значимость товара для человека (продукты – для поддержания жизни, зубная щетка и паста – для сохранения здоровья, книга – для овладения знаниями).

Формировать (развивать) умения:

соизмерять свои потребности с возможностями семейного бюджета, выделять

потребности других членов семьи, бережно обращаться с деньгами (не мять, не рвать, не терять);

применять способы бережливого отношения к ресурсам (вода, тепло, электроэнергия) и экономного их расходования (выключать воду при намыливании рук, не включать большой напор воды, закрывать дверь в комнату, утеплять окна, не включать одновременно несколько источников света, выключать свет, если нет никого в комнате).

Старший дошкольный возраст

Формировать элементарные представления:

о (об) труде как процессе создания предметов, ценностей;

деньгах: источник дохода (не только плата за результат труда, но и выигрыш,

премия, наследство), какие бывают деньги (белорусские рубли, иностранные – валюта);

ресурсах, нужных человеку (природные – солнечная энергия, энергия ветра, нефть, газ, уголь; денежные), как и где они используются (в промышленности, сельском хозяйстве, дома, в детском саду), и их рациональном употреблении;

экономических отношениях на образцах сказок (Х. К. Андерсен. «Дюймовочка»; С. Я. Маршак. «Кошкин дом»; А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.);

профессиях людей, связанных с экономикой;

правилах поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

Формировать (развивать) умения:

устанавливать причинно-следственные связи между понятиями «труд» –

«продукт» – «деньги»;

самостоятельно применять в жизнедеятельности основные экономические понятия (домашнее хозяйство, деньги, бюджет, цена (дорого-дешево), обмен, расходы),

устанавливать причинно-следственные связи между наличием денег и покупками (нет

большого количества денег – нельзя купить сразу все, что тебе хочется);

различать деньги разных стран (по внешнему виду, названию, ценности);

различать способы для приобретения товара (узнать цену, взять деньги, сосчитать деньги, купить товар).

Воспитывать:

экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность,

экономность, дисциплинированность), потребности в уважении со стороны других людей и самоуважении, в общении с людьми, в сохранении и приумножении природных богатств и др.

 

 

 

свернуть

Сказачные истории "Детям о налогах"

Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию  Сказочные истории, которые помогут в воспитании у детей  налоговой культуры

Сказочные истории "Детям о налогах"

свернуть

Кніга «Грошык і таямнічы Кошык. Азбука фінансавай граматнасці ад Беларусбанка»

Выдадзеная дзіцячая беларускамоўная кніга “Грошык і таямнічы кошык. Азбука фінансавай граматнасці". Яе аўтар — пісьменнік Уладзімір Ліпскі. Гэта сумесны праект Беларусбанка і дзіцячага часопіса "Вясёлка".

Аповесць-казка Ліпскага на працягу двух гадоў друкавалася ў часопісе "Вясёлка". Яе герой — Грошык, ён знаёміць дзяцей са сваімі прыгодамі ў Краіне грошай. Там праводзяцца займальныя фінансавыя ўрокі, складаецца грашовая энцыклапедыя. Грошык дапамагае маленькім чытачам разабрацца ў складаных фінансавых пытаннях (напрыклад, што такое сямейны бюджэт, бізнес, банкаўская картка).

 

свернуть

Мультфильмы

https://youtu.be/RBHA9j_XwIo

https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=RBHA9j_XwIo&feature=youtu.be

Богатый бобренок

Азбука денег Тетушки Совы

Фиксики-Деньги,

Фиксики История вещей-деньги

Три кота-Поход в магазин

Что ещё посмотреть

Некоторые популярные мультфильмы не относятся непосредственно к обучающим, но затрагивают тему денег. С комментарием родителей ребёнок не просто посмотрит развлекающее видео, но и оценит благоразумность поведения героев. Вот несколько примеров, сюжет которых касается финансов.

  • «Трое из Простоквашино». Обсуждение покупки коровы — прекрасный пример рационального подхода к тратам кота Матроскина, в то время как дядя Фёдор и Шарик заботятся лишь о собственном удовольствии.
  • «Приключения Буратино». Попытка главного героя быстро обогатиться, закопав монеты в поле, — доказательство того, что не стоит гнаться за высокой доходностью с помощью подозрительных схем.
  • «Алёша Попович и Тугарин Змей». Ситуация с хранением денег у князя и потерей почти всего капитала за услуги учит тщательно выбирать посредников, которые работают с вашими деньгами.
  • «Незнайка на Луне». Весь сюжет о путешествии милого хулигана рассказывает о типичном капиталистическом обществе. В нём раскрывается понятие частной собственности, принципы работы биржи и нюансы ведения бизнеса.

Дети любят мультфильмы и готовы проводить перед экраном едва ли не целый день. Выбор полезного контента позволит совместить развлечения с обучением, в простой форме познакомив ребёнка с основами финансовой грамотности. Несмотря на доступную подачу информации, наилучшим вариантом будет совместный просмотр, чтобы родители могли по ходу сюжета отвечать на вопросы и комментировать происходящее. Учитесь с удовольствием, узнавайте новое — и тогда перемены к лучшему не заставят себя ждать!

по материалам: https://zen.yandex.ru/media/openjournal/5-obuchaiuscih-multfilmov-o-finansah-dlia-detei-5eda5a6abe4dd61e13fdb770

 

свернуть

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки, выражающие коллективный ум, опыт, народную мудрость:

          «Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

          «Без ума торговать – только деньги терять»,

          «Без расчета жить – себя погубить»,

          «Чтобы хорошо торговать – надо уметь рассуждать»,

          «Всякое суждение любит рассуждение» - расчетливость;

          «Денежка рубль бережет»,

          «Копейку сберег – рубль получил, рубль сберег – капитал нажил» – экономность; 

          «Не деньги богатство – а бережливость и разум»–  бережливость;           «Неправедно нажитое боком выйдет» –  честность;

          «Под лежачий камень вода не течет» – трудолюбие и др.

 

Пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей:

 

          Долг платежом красен,           Хороший товар сам себя хвалит.           Не солгать, так и не продать.           Товар места не пролежит.           Ты с запросом, а я с подачей.           С прибытку голова не болит.           Товар лицом продают.           Без счёту и денег нету.           Цена хороша, а не будет барыша.           Не бойся убытка, так придут барыши.           В торгу друг, кто деньги платит.

 

Экономические загадки:

          На товаре быть должна обязательна …(цена)

          Коль трудиться круглый год, будет кругленьким…(доход)

          Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить …(налоги)

          Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без …(рекламы)

          Сколько купили вы колбасы, стрелкой покажут вам точно…(весы)

          Будут целыми как в танке, сбереженья ваши в …(банке)

          Дела у нас  пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой… (вклад)

          И врачу, и акробату выдают за труд …(зарплату)

          На рубль – копейки, на доллары – центы,

          Бегут-набегают в банке … (проценты)

          Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы…(ссуду)

свернуть
свернуть

Сказки

Процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сделать сказка.

Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:

  • сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
  • сказки, отражающие труд людей;
  • сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
  • сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
  • сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
  • Сказки отражающие труд людей:

«Терем – теремок»

«Хаврошечка»

«Морозко»

«Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

  • Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

К.И. Чуковский «Телефон»

  • Сказки о труде:

Народные сказки: «Терем – теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»

К.И. Чуковский «Федорино горе»

  • Сказки о бартере:

Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

  • Сказки о деньгах:

К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»

Г.Х. Андерсен «Огниво»

  • Сказки о рекламе:

Народные сказки «Лиса и козёл»

Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»

Ш. Перро «Кот в сапогах»

С. Михайлов «Как старик корову продавал»

  • Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

Народные сказки «Мальчик - с - пальчик», «Чудесная рубашка»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

свернуть