Ранний возраст

Интерактивный плакат "Играем и развиваемся"

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Консультация для родителей 1 младшей группы

         Одним из наиболее эффективных средств становления нравственно-психологической культуры дошкольника является создание единого образовательного пространства, которое позволяет сформировать у ребенка дошкольного возраста нравственные представления и ценности, ввести в мир предметов, природы и человеческих отношений, обеспечить его полноценную жизнедеятельность. В раннем детстве все свободное время дети заняты игрой. Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. В раннем возрасте ребенок осваивает разные виды игр: игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации, дидактические игры. Каждая из них выполняет свою образовательную и обучающую функцию. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество.

          Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка: появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице (Катя спать) к употреблению первого, использование личного местоимения я знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка - зарождение самосознания. От ситуативной речи он переходит к речи описательной. Воспитанник начинает задавать вопросы: Что это? Зачем? и др., действия сопровождает словами, репликами. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Воспитанники проявляют интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимают значение некоторых наиболее употребительных слов.

Современная педагогическая практика позволяет утверждать, что в период зарождения ролевой игры не только девочки, но и мальчики с удовольствием играют в куклы: кормят и лечат, носят на руках и баюкают, катают в коляске и пеленают, совершенно не отставая в умениях и активности от сверстниц. Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке. Вот почему игровые занятия с куклой актуальны для развития личностной культуры как девочек, так и мальчиков.

Образовательная работа с малышами может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится. В группе раннего возраста игровые познавательные занятия-упражнения с дидактическими куклами проводятся в утренний отрезок времени с подгруппой детей (до 5 человек) и продолжительностью 10-12 минут.

Игры, с которыми можно поиграть с детьми дома с куклой.

Игры: «Катя проснулась», «Напоим Катю чаем», «Оденем Катю на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»,  «Новая комната для кукол», «Купание куклы Кати», «Стирка кукольного белья»,  «Кукла заболела», «Построим кукле дом»,   «Сделаем Кате красивую прическу», «День рождения куклы Кати»,  «Куклы на прогулке».

 

                                                           Подготовил: Векша Екатерина Анатольевна

                                                           воспитатель дошкольного образования

 

Список информационных источников:

  1. С.Н.Теплюк «Ребенок третьего года жизни», Москва, «Мозаика-Синтез», 2011г.
  2. О.Р.Меремьянина «Вместе с куклой я расту», Волгоград, «Учитель», 2012г.
  3. Л.Павлова, В.Сотникова «Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования», Москва, «Обруч», 2013г.
свернуть

Электронный календарь 2

Предлагаем вашему вниманию электронный календарь, с помощью которого легко и просто знакомить малышей с произведениями художественной литературы.

воспитатель дошкольного образования Леванчук Наталия Валентиновна , первая младшая группа № 7
свернуть

Электронный календарь

Предлагаем вашему вниманию электронный календарь, с помощью которого легко и просто знакомить малышей с произведениями художественной литературы.

 

Воспитатель дошкольного образования Векша Е.А., первая младшая группа №1




























































свернуть

Рекомендуем почитать

Рекомендуемые произведения художественной литературы и фольклора

Малые формы фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки, пословицы и поговорки.

Белорусские народные песенки и потешки: «Сонейка-сонца», «Мышка, мышка, дзе была?», «Го-го-го-го, гусачок», «Верабейчык», «Белабока-сарока», «Трах-бах-тарабах», «Божая кароука», «Чэ-чэ,чэ-чэ, сарока!», «Люльлюл люляшу», «Ай, люльлюльлюлечю», «1шла каза», «Люльлюльмаленью», «Ходзщь певень па капусце», «Люляю-люляю», «А ты, кощнька-каток», «Апсш, апак, каточак», «Кую, кую ножку», «Гушю, гушю, гушю», «Сарока-варона», «Чыкi-чыкi, сарока!», «А ты, каток шэры», «Люльлюль люлечкi», «Люлi-люлi-люлi», «Кукарэку, певунок», «Не хадзi, коцiк», «У куце сядзщь мядзведзь», «Ладкi ладком», «Ладу, ладу, ладю», «Баю-баiнку, баю», «А курачка- рабушэчка», «Сядзiць мядзведзь на калодзе», «Бычок», «1грау я на дудцы», «Сядзiць сыч на капе», «1дз^ iдзi, дожджыку», «Горкай, горкай, горачкай», «А шэрая козанька...», «Сунiчкi», «Ходзiць сон каля вакон...».

Русские народные песенки и потешки: «Сорока-сорока», «Пальчик-мальчик» и др., «Петушок, петушок», «Курочка», «Киска, киска», «Катя, Катя», «А баиньки, баиньки», «Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай», «Вот и люди спят», «Водичка, водичка», «Наша Маша», «Ой, ду-ду», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали», «Как у нашего кота», «Чики-чики-чикалочки», «Большие ноги...», «Наши уточки с утра...», «Пошел котик на торжок...» (обр. М. Булатова), «Заяц Егорка...», «Из-за леса, из-за гор», «Бежала лесочком лиса с кузовочком...», «Огуречик, огуречик...», «Солнышко, ведрышко...», «Привяжу я козлика», «Как у нашего кота», «Ладушки», «Кисонька-мурысенька», «Ай, качи, качи, качи!», «Сорока-белобока», «Травка-муравка», «Пальчик-мальчик», «Ножки», «Скок- поскок», «Божья коровка», «Ах, ты, радуга-дуга», «Пошел котик во лесок», «Уж как я ль мою коровушку люблю!..», «Барашеньки крутороженьки», «Заинька», «Идет лисичка по мосту...», «Каравай» (обр. М. Булатова), «Котик серенький присел», «Мыши водят хоровод» (обр. О. Капицы, Г. Виноградова), «Ночь прошла...» (обр. И. Карнауховой), «Полно, беленький снежочек...» (обр. П. Шейна), «Рано-рано поутру...», «Сидит белка на тележке...», «Стучит, бренчит по улице...», «Ты умница», «Чики-чики-чикалочки...».

Песенки и потешки народов мира:               «Я козочка» (лит., обр. А. Прокофьева, А. Чапурова); «Ой, в зеленом бору» (укр., обр. Р. Заславского); «Снегирек» (нем., обр. В. Викторова); «У маленькой Мэри», «Ветрено в марте», «Перчатки», «Не опаздывай» (англ., обр. С. Маршака); «Курочка моя», «Дай молочка, Буренушка», «Ежик и лисица» (чеш., обр. С. Маршака); «Веснянка» (пер. с укр. Г. Литвака); «Люли, люли, моя крошка» (пер. с лит. Ю. Григорьева); «Беленький котенок» (пер. с фр. Н. Гернет и С. Гиппиус); «Ласточка проворная» (чеш., обр. С. Маршака); «Дождь!», «Ручки, спляшите разок...» (фр., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус); «Дедушка Рох», «Сапожник» (пол., обр. Б. Заходера); «Пастушок» (болг., обр. А. Санина); «Лошадка пони», «Крошка Вилли Винки» (шотл., обр. И. Токмаковой); «Вверх лети, малютка...» (пер. с англ. С. Маршака); «Зимой» (пер. с груз. В. Берестова); «Знаю, знаю, не признаюсь...» (пер. с лат. Л. Копыловой); «Кузнец» (англ., обр. С. Маршака); «Маленькие феи» (пер. с англ. С. Маршака); «Несговорчивый удод» (чеш., обр. С. Маршака); «Ослик мой, быстрей шагай...» (пер. с фр. Н. Гернет и С. Гиппиус); «По деревьям скок-скок...» (пер. с лат. А. Прокофьева и А. Чепурова); «Приходите в гости» (пер. с венг. Э. Котляр); «Семейка» (пер. с чеш. С. Маршака); «Спи, мой маленький джигит...» (пер. с туркм. Р. Дымовой); «Танцуй, моя кукла...» (пер. с норв. Ю. Вронского); «Что за грохот, что за стук?..» (лат., обр. С. Маршака); «Шел ягненок по дорожке...» (нем., обр. В. Викторова); «Шило солнышко рубашку...» (лит., обр. А. Прокофьева и А. Чепурова); «Три веселых братца» (пер. с нем. Л. Яхнина); «Бу-бу, я рогатый» (лит., обр. Ю. Григорьева); «Котауси и Мауси» (англ., обр. К. Чуковского); «Ой ты, заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...» (пер. с молд. И. Токмаковой); «Разговоры» (пер. с чуваш. Л. Яхнина).

Белорусские народные сказки: «Муха-пяюха», «:Кощк Петрык i мышка», «Дзедава рукавiчка», «Ганарыстая варона».

Русские народные сказки: «Репка» (рус. сказка в обр. К. Ушинского); «Рэпка» (пер. А. Якимовича); «Курочка Ряба», «Колобок», «Козлятки и волк» (рус. сказки в обр. К. Ушинского); «Казлянятю i воук» (пер. К. Станкевича); «Теремок», «Маша и медведь» (рус. сказки в обр. М. Булатова); «Маша i Мядзведзь» (пер. А. Якимовича); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).

Сказки народов мира: «Ленивая Бручолина» (ит., обр. Л. Вершинина); «Почему кот моется после еды» (лит., обр. З. Задунайской); «Крошка-Малышка» (шотл., обр. Н. Шерешевской); «О Лисе и Кошке» (инд., обр. В. Крашенникова); «Воробей и Лиса» (болг., обр. М. Клягиной-Кондратьевой); «Бедняк и богач» (лит., обр. П. Цвирки). Литературные сказки:   Л. Толстой. «Три медведя», «Тры мядзведзЬ) (пер.Якимовича); С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; Сутеев. «Кто сказал «Мяу»?», «Хто сказау «Мяу»?» (пер. А. Саченко); Е. Шварц. «Сказка о Василисе-Работнице».

Произведения белорусских поэтов: Змiтрок Бядуля. «Гэй, мой кошк!»; Васшь Вггка. «Бабшы госщ», «Коця i Каця», «Дожджык», «Калыханка»; I. Муравейка. «Адмарозiу лапю», «Я сама»; А. Дзеружынскб «:Сняжыню», «:Саш», «Гусанью»; А. Якiмовiч. «Мядзведзь», «Люка»; Н. Галшоуская. «Калыханка», «:Кощк-варкощк»; Н. Тулупава. «:ВушкЬ>, «:Вочю», «:Мамша дачушка»; Т. Кляшторная. «Дапамагу», «Гаспадыня», «Пауцякалi цацкЬ>; К. Буйло. «Дзщячы сад»; А. Пысш. «Ластаука», «МатылёчкьматылЬ), «Славшы чаравiчкi»; Г. Багданава. «Збанок», «Маляваны дыванок»; В. Гардзей. «:Кощк», «Часнок», «Итамш»; Макам Танк. «Ехау казачшк Бай», «Галiнка i верабей»; В. Шнш. «Кураняты»; Л. Шырын. «Доктар»; У. Луцэвiч. «Птушачка», «Май»; М. Мятлщю. «Сунiчка»; П. Прануза. «Верабей прымае душ», «Грыбнiк», «Снегiры»; С. Грахоусю. «Ласяня», «Калыханка»; Г. 1ванова. «Свята», «Валёнкi», «На канi скачу»; Г. Каржанеуская. «Пагладжу вожыка»; У. Карызна. «Самая лепшая!»; Я. Крупенька. «Шпак», «Аленка», «Рабiнка»; А. Лойка. «Верабейчык», «Вожык»; М. Чарняускб «Новы год», «:Кошк»; I. Шуцько. «Яечка», «Сняжок»; Е. Лось. «Мая лялька», «^ма»; У. Корбан. «Карова», «Авечка»; К. Лейка. «Гарабей»; Кандрат Кратва. «З Новым гадам»; П. Марцiновiч. «Навальнiца»; М. Скрыпка. «Карась», «Шчупак»; М. Шаховiч. «Чабурашка»; Р. Барадулш. «Калыханка»; Д. Бiчэль. «Конi»; Зоська Верас. «Сонца свецiць»; А. Вольсю. «Куркi»; Янка Журба. «Бабулька i козлiк»; А. Кавалюк. «Мыюцца кацяняты»

Произведения русских поэтов: А. Плещеев. «Травка зеленеет» (из стихотворения «Сельская песня»), «Осень» (в сокращении); В. Жуковский. «Птичка», «Котик и козлик»; Л. Мей. «Колыбельная песня»; М. Лермонтов. «Спи, младенец мой прекрасный» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Прокофьев. «Солнышко»; А. Барто. «Игрушки» («Козленок», «Мишка», «Бычок», «Самолет», «Мячик», «Зайка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка», «Кораблик»), «Цацю» («М!шка», «Бычок», «Слон», «Самалет», «:Кошк», «Грузавш», «Мячык», «Зайка», «Казляня») (пер. Л. Заболоцкой); «Птичка», «Кто как кричит», «Девочка-ревушка», «Солнышко»; В. Берестов. «Больная кукла», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок», «Петушки», «Сова и синица»; З. Александрова. «Елочка», «Катя в яслях», «Капель», «Одуванчик», «Топотушки» («Утром», «Вкусная каша», «Топотушки», «Сама», «:Раз-два-три-четыре-пять!», «Купанье», «Что взяла, клади на место», «Плохая девочка»); Э. Мошковская. «Мчится поезд», «Митя - сам», «Капризы»; О. Высотская. «Холодно», «На санках», «Елочка», «Флажок», «В марте есть такой денек...»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Введенский. «Мышка»; Г. Сапгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница»; Е. Благинина. «Дождик, дождик...», «С добрым утром», «Свети, свети, солнышко»; М. Клокова. «Мой конь»; Е. Чарушин, Е. Шумская. «Конь», «Послушай, мишка...»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; А. Толстой. «Колокольчики мои...» (отрывок); А. Пушкин. «Месяц, месяц, мой дружок», «Ветер, ветер! Ты могуч...», «Свет наш солнышко!..», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»), «Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»); Введенский. «Мышка»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря»; Саша Черный. «Жеребенок»; Даниил Хармс. «Веселые чижи»; С. Городецкий. «Кто это?»; Б. Заходер. «Ежик», «Портниха», «Строители», «Черепаха», «Шофер»; В. Катаев. «Ежик»; И. Косяков. «Все она»; Г. Ладонщиков. «Я под краном руки мыла...» (из стихотворения «Про знакомые дела»); Л. Модзалевский. «Мотылек»; Н. Найденова. «Машина»; И. Никитин. «Зашумела, разгулялась...» (из стихотворения «Песня»); М. Пляцковский. «Мед»; О. Полончук. «Лисица», «Хорек»; Г. Сапгир. «Кошка»; И. Токмакова. «Где спит рыбка», «Ели»; В. Хорол. «Зайчик».

Произведения зарубежных поэтов: М. Мревлишвили. «Важный петух» (пер. с груз. Я. Акима); В. Стоянов. «Ласточка»; «Петух», «Воробей» (пер. с болг. В. Викторова); М. Карем. «Мой кот», «Цыпленок» (пер. с фр. М. Кудинова); В. Ладыжец. «Наш Прокопчик» (пер. с укр. Т. Волгиной); Г. Виеру. «Ежик и барабан» (пер. с молд. Я. Акима); П. Воронько. «На кораблике» (пер. с укр. З. Александровой), «Обновки», «Хитрый ежик» (пер. с укр. С. Маршака); П. Дорошко. «:Кутм Надзi чаравiчкi» (пер. с укр. Н. Гомолко); С. Капутикян. «И меня!» (пер. с арм. И. Токмаковой); «Кто скорее допьет?», «Маша обедает», «Все спят» (пер. с арм. Т. Спендиаровой); К. Малина. «Письмо дедушке» (пер. с болг. Э. Котляр); С. Мурадян. «Мама и весна» (пер. с арм. И. Токмаковой); А. Мясткивский. «У зайчыка лапю...», «:Кощк прачынаецца» (пер. с укр.Павлова); Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (пер. с пол. В. Приходько).

Произведения белорусских писателей: А. Кобец-Фшмонава. «Мароз, Чырвоны нос»; В. Хомчанка. «Хлеб»; Т. Бушко. «Сняжынка».

Произведения русских писателей: Л. Толстой. «Тетя дала Варе меду», «Слушай меня, пес...», «Была у Насти кукла», «Петя ползал и стал на ножки», «Спала кошка на крыше...», «Был у Пети и Миши конь...», «У Розки были щенки», «Пошла Катя»; К. Ушинский. «Бишка», «Бшка» (пер. А. Саченко), «Васька», «Два козлика», «Гуси»; Е. Чарушин. «Курочка», «Кто как живет» («Заяц», «Белка»), «На нашем дворе»; К. Чуковский. «Цыпленок», «Куранятка» (пер. А. Саченко); В. Сутеев. «Под грибом», «Три котенка», «Кто сказал «Мяу»?», «Цыпленок и Утенок»; Я. Тайц. «Кубик на кубик», «:Кубш на кубш» (пер. А. Саченко), «Карандаш», «Впереди всех», «Поезд», «Цягшк» (пер. А. Саченко), «Кыш», «Праздник»; Н. Калинина. «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детский сад», «Как ребята переходили улицу»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка», «На машине»; Л. Воронкова. «Бедовая курица»; Е. Боровой. «Кукла», «Лялька» (пер. А. Саченко); Г. Скребицкий. «Заяц-беляк» и др.

Произведения зарубежных писателей: Д. Габе. «Мама» (из книги «Моя семья») (пер. с болг. Р. Сефа); Д. Биссет. «Га-га-га!» (пер. с англ. Н. Шерешевской); Е. Бехлерова. «Капустный лист» (пересказ с пол. Г. Лукиной); Ю. Ванаг. «Ку-ку!»; «Першы снег» (пер. з лат. В. Яцко); В. Сухомлинский. «Воробьи плачут от холода», «:ВерабЧ плачуць ад холаду» (пер. с укр. Василя Витки), «Моя мама пахнет хлебом»; Ю. Ярмыш. «Маланка i Гром» (пер. с укр. А. Черкасова).

 

свернуть

Рекомендуем попеть

Рекомендуемый музыкальный репертуар

«Лады ладком» (муз. Е. Ремизовской, сл. народные); «Осень наступила», «Мы - маленькие», «Будем мы хорошими» (муз. и сл. Я. Жабко); «Солнышко» (муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто); «Дождик» (рус. нар. мел. в обр. Г. Лобачева, сл. А. Барто); «Мишка косолапый» (муз. и сл. О. Волох); «Мишка» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Заинька» (муз. М. Красева, сл. Л. Некрасовой); «Конек» (муз. И. Кишко, сл. Г. Демченко); «Маленькая птичка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Птичка» (муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто);                                                                                                                                          «Корова»

(муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Жук» (муз. В. Иванникова, сл. Ж. Агаджановой); «Жучок» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Мотылек» (муз. Р. Рустамова, сл. Ю. Островского); «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского); «Кукла» (муз. М. Старокадомского, сл. О. Высотской); «Машина» (муз. Ю. Слонова, сл. Л. Башмаковой); «Паровоз» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Осенняя песенка» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкель); «Пришла зима» (муз. М. Раухвергера, сл. Т. Мираджи); «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель); «Наша елочка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой); «Елка» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой); «Дед Мороз», «Новогодний хоровод» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной); «Золотая мама» (муз. и сл. Т. А. Соколовой); «Люблю маму» (муз. М. Скребковой, сл. М. Ивенсен); «Мамочка милая» (муз. и сл. Я. Жабко); «Бабушке» (муз. и сл. З. Качаевой); «Милая бабуленька» (муз. и сл. Л. Гусевой) и др.

свернуть

Рекомендуем послушать

Рекомендуемый музыкальный репертуар

Вокальная музыка: «Ах ты, коценька-каток», «Калыханка» (бел. нар. песни в обр. М. Красева); «Колыбельная медведицы» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева); «Люльлюл^ калышу» (бел. нар. песня в обр. М. Анцева); «Сорока» (рус. нар. мел.); «Цяу-цяу» (муз. С. Альхимович, сл. Ю. Разумовского); «Серенькая кошечка» (муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой); «Белочка» (муз. М. Красева, сл. М. Клоковой); «Голубые санки» (муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой); «Курачка» (муз. С. Галкиной, сл. А. Деружинского); «Пеушк» (муз. Е. Ремизовской, сл. И. Мистюка); «Ну какой, мороз, ты злой», «Плачет котик» (муз. М. Парцхаладзе, сл. П. Синявского); «Корова» (муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской) и др.

Инструментальная музыка: «Колыбельная» (муз. В. А. Моцарта); «Птичка» (муз. Э. Грига); «Танец комара» (муз. А. Лядова); «Полька», «Танец куклы», «Весною», «Осенью» (муз. С. Майкапара); «Котик заболел», «Котик выздоровел», «На гармошке» (муз. А. Гречанинова); «Прогулка» (муз. С. Прокофьева); «Попрыгунья», «Ежик», «Грустный дождик» (муз. Д. Кабалевского); «Птичка», «Воробушки» (муз. М. Красева); «Воробей», «Автомобиль» (муз. М. Раухвергера); «Зайчик», «Барабан», «Мячик», «Самолет» (муз. Г. Фрида); «Машина» (муз. К. Волкова); «Полянка» (рус. нар. мел. в обр. Г. Фрида); «Юрачка», «Мшта», «Зайка», «Верабейчык», «Таукачьш» (бел. нар. мел.) и др.

свернуть

Эстетическое развитие.

Эстетическое развитие. Изменения происходят и в овладении рисованием, лепкой, конструированием. Усвоенное ранее ребенком черканье карандашом по бумаге начинает приобретать определенный смысл. Ребенок узнает в каракулях знакомые образы, пытается изобразить знакомые ему предметы. Появляется собственно изобразительная функция рисования. В очертаниях линий, форм, цветных пятнах ребенок начинает видеть образы, явления действительности.

Продолжают формироваться разные виды музыкальной деятельности. Дети заинтересованно слушают и эмоционально воспринимают музыкальные произведения, подражают протяжным певческим интонациям взрослого, звучанию инструмента. Повышается слуховая чувствительность воспитанников, позволяющая им различать звуки по высоте, тембру. Дети овладевают умением двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки, отмечая контрастные изменения; постепенно появляется ритмичность в движениях под музыку.

свернуть

Речевое развитие.

Речевое развитие. Интенсивно увеличивается активный словарь, который к трем годам составляет в среднем 1500 слов. Ребенок овладевает грамматическим строем родного языка: появляются новые падежные окончания, будущее время глагола, чаще используются прилагательные, предлоги. Овладение речью дает воспитаннику возможность использовать ее не только для обозначения предметов окружающей действительности, но и для выражения своих потребностей. Переход от называния себя в третьем лице (Катя спать) к употреблению первого, использование личного местоимения я знаменуют важнейший этап в личностном развитии ребенка - зарождение самосознания. От ситуативной речи он переходит к речи описательной. Воспитанник начинает задавать вопросы: Что это? Зачем? и др., действия сопровождает словами, репликами. Ребенок осваивает звуковую сторону речи (у него начинает развиваться речевое дыхание, слуховое восприятие, фонематический слух, формируется правильное произношение звуков родного языка). Воспитанники проявляют интерес к белорусскому языку, детским передачам на белорусском языке, понимают значение некоторых наиболее употребительных слов.

свернуть

Познавательное развитие.

Познавательное развитие. Продолжается сенсорное развитие ребенка: он знакомится с формой, величиной, цветом, массой предметов, их признаками; соотносит свойства одних предметов со свойствами других, выделяет в них общее. Действуя с предметами, ребенок учитывает их признаки, положение в пространстве. Постепенно формируются умения сравнивать наблюдаемые предметы и явления, устанавливать простейшие связи между ними. Воспитанники понимают и постепенно обозначают словом свойства и качества предметов, овладевают умением обобщать, решать наглядно-практические задачи.

Внимание детей еще не устойчиво. Постепенное сосредоточение на деятельности, которой они занимаются, становится более длительным. Совершенствуются процессы запоминания и припоминания, с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова. Значительно совершенствуется память.

Третий год жизни - период интенсивного развития воображения, особенно во второй половине года (2 года 6 месяцев - 3 года). Ребенок может действовать в воображаемой ситуации: например, показать, как бегает лисичка, как скачет зайчик и т.д. С развитием воображения тесно связано развитие продуктивных видов деятельности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение).

Психические познавательные процессы в этом возрасте продолжают быть недостаточно дифференцированными. Процессы ощущения и восприятия (сенсорика), являясь ведущими, активно стимулируют развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи.

Сенсорика развивается:

при активизации мелкой моторики и стимулировании тактильных ощущений; зрительного и слухового восприятия;

стимулировании обследования и различения предметов, контрастных по форме, цвету, величине;

формировании представлений о свойствах предметов в процессе активной предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету, величине и др.

Сенсорное развитие воспитанника осуществляется через все образовательные области в условиях обогащенной сенсорной информацией предметной среды.

Внимание, память, воображение, мышление и речь развиваются при условии:

активизации в процессе усвоения детьми жизненного опыта интенсивно развивающейся непроизвольной двигательной, эмоциональной и образной памяти;

поддержки воссоздающего непосредственного воображения под влиянием интереса и эмоций, стремления сочинять и воображать в разных видах деятельности;

перехода от использования готовых связей между предметами (орудиями) или связей, показанных взрослыми, к их установлению и использованию в новых условиях;

проведения обобщений, основанных на опыте практической предметной деятельности, и закрепления в слове.

В этом возрасте происходит развитие знаковой функции сознания (пользование игрушками-заместителями, предметами-заместителями, словами, точками, линиями и другими знаками) и потребности в использовании одних предметов в качестве заместителей других. У детей активно формируются представления о свойствах предметов в процессе предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету, величине и др.

Ребенок в образовательном процессе познает окружающий мир, обучаясь и совершенствуя способы познания.

свернуть

Социально-нравственное и личностное развитие.

Социально-нравственное и личностное развитие. В этом возрасте происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности воспитанника, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Это выражается в появлении стремления к самостоятельности - с одной стороны, желанием быть похожим на взрослого и подражать ему - с другой стороны. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к авторитету матери, отца, других членов семьи. В этом возрасте ребенок очень чувствителен к действиям окружающих людей. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводит взгляд с одного на другого. Ребенку интересны их рассуждения. Он не только следит за разговором родителей, но и пытается постичь логику их слов и действий.

Ребенок стремится быть относительно независимым, он хочет многое делать сам (одеться, раздеться, есть), отказывается от помощи взрослых. Если взрослые не учитывают его потребности, проявляют излишнюю опеку, сдерживают инициативу, то это может привести к возникновению упрямства, негативизма, желания делать все наперекор требованиям взрослого.

На третьем году жизни у воспитанника зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого. Собственные достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Взрослые, умело регулирующие свои ограничения, требования, поощряющие самостоятельность, этими действиями помогают гармоничному становлению личности воспитанника.

У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками, однако взаимодействие их непродолжительно и возникает эпизодически: вначале в процессе совместных предметно-игровых действий, затем - игровых. Возникают первые симпатии: ребенок чаще играет с одним и тем же ровесником, замечает, если того нет в группе. Учится сравнивать свои поступки, умения с умениями и поступками других детей. Появляются элементы самооценки. В самооценке ребенка отражаются чувства достоинства и стыда, которые еще только зарождаются. В этот период ребенок чувствует и удовлетворяет свое самолюбие преимущественно действиями, привлекающими к нему внимание других. К трем годам начинает выделять свое «я», ставить себя в позицию субъекта деятельности, осознавать, что рядом существуют другие люди. Необходимо, чтобы эти первые его представления о своем физическом и социальном «я» обрели позитивную окраску, что станет основой развития позитивной я-концепции на следующих этапах онтогенеза.

В этот период жизни огромное значение приобретает удовлетворение потребностей ребенка в познании, овладении различными видами деятельности: игровой, трудовой, художественной и др. Деятельность ребенка усложняется, приобретает целенаправленный характер, результативность. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети отображают впечатления, полученные в повседневной жизни.

Ребенок по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, он очень привязан к близким, но проявляет интерес к посторонним, если они вызывают у него симпатию. Импульсивное поведение в конце раннего возраста уступает место поведению нового типа, в котором проявляется первичное умение подчинять свои желания необходимости (усвоение понятий «можно», «нужно», «нельзя»). Ребенок начинает контролировать свои и чужие поступки (понятно, его возможности здесь пока что очень ограничены). На третьем году жизни ребенок гордится своими достоинствами: послушанием, аккуратностью, новыми игрушками, умением самостоятельно одеваться, «читать» стихи, выговаривать трудные звуки, танцевать. Разные чувства вызывают у него не только люди, но и игрушки, живая природа.

свернуть

Полезные ссылки на Интернет-источники (ранний возраст)

Полезные ссылки на Интернет-источники

(ранний возраст)

 http://www.lukoshko.net/        Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. Здесь можно найти русские народные скази и сказки других народов, рассказы о животных, стихи и песни для детей.

 http://www.solnet.ee/      Детский развлекательно-познавательный портал "Солнышко". Для детей - развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы. Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, - масса стишков и загадок, собранных по темам, пословицы, сценарии к детским праздникам.

  https://detstvo.ru/    Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать онлайн программы детского радио.

  http://www.razvitierebenka.com/   Ранее развитие детей. На сайте представлены публикации по раннему развитию детей, книги для родителей и детей. Методика и опыт обучения по кубикам Зайцева. Раннее обучение математике. Простая и удобная поисковая система.

 https://detskie-multiki.ru/  Развивающие мультфильмы – проекты, направленные на формирование правильного отношения к жизни. Они предусматривают поучительный смысл, содержат много простых задачек, ребусов учат алфавиту. Смотреть мультфильмы онлайн развивающего типа полезно также в силу правильных выводов и залога хорошего воспитания.

 

Подготовила: воспитатель дошкольного образования государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка п.Энергетиков» Векша Е.А.

свернуть
Меню раздела