Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста

Краткосрочный проект "Я красиво петь могу"

Краткосрочный проект

 «Я красиво петь могу»

Актуальность проекта: Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Пение способствует решению воспитательных задач, связанных с формированием личности дошкольника.

Пение в хоре объединяет детей общим настроением, создает условия для их эмоционального общения, способствует воспитанию отзывчивости, дружелюбия. Пение, присутствуя в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.

Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, воспитательные, образовательные и развивающие возможности пения могут остаться не достигнутыми, если вся работа музыкального руководителя будет сводиться только к разучиванию текста и механическому однообразному повторению песни. Такой подход приводит к тому, что песня быстро надоедает детям, не затрагивает их чувства.

Выученные детьми песни через некоторое время забываются,  вокальные  навыки не развиваются.

Чтобы вызвать поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания, использовать различные приёмы, а также связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах.

Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокально-хоровые навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, дикция, интонация). Чтобы этот процесс не был детям скучен, неинтересен, монотонен, необходимым условием певческой работы является использование игровых упражнений, игровых форм преподнесения материала, разнообразие методических приёмов.

 

Цель проекта: поиск и реализация эффективных  методов и      приёмов для формирования у детей интереса к пению, развития вокально-хоровых навыков.

Задачи проекта:

Работа с детьми

  • Развивать чистоту интонирования, певческую дикцию, артикуляцию, дыхание
  • Формировать:
  • умение петь напевно и отрывисто,
  • навыки ансамблевого пения,
  • умение исполнять песню в сопровождении детских музыкальных инструментов
  • Воспитывать:
  • любовь и интерес к певческой деятельности,
  • желание применять выученные песни в разных жизненных ситуациях

Работа с педагогом

  • Создать условия образовательной среды, стимулирующие использовать песни, музыкально-дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности

Работа с родителями

  • Разместить на сайте дошкольного учреждения консультацию по теме проекта

 

Участники проекта:

  • Дети старшей группы
  • Воспитатель дошкольного образования
  • Родители воспитанников

 

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный:

-определение целей и задач проекта

-изучение методической литературы по теме проекта

-подбор вокальных упражнений, песен

-пополнение музыкально-дидактических игр

-разработка технологических карт работы над вокальными произведениями  оказание информационной и методической помощи воспитателю

  1. Основной:

-проведение музыкальных занятий, включающих   дыхательные упражнения,

-артикуляционные упражнения,

-игру на детских музыкальных инструментах,

-музыкально-дидактические игры и упражнения.

  1. Заключительный:

-подведение итогов проведённой работы в форме записи исполненных детьми песен на  видео.

             

В ходе работы над  проектом я осуществила следующие задачи:

Разработала технологическую карту для разучивания песни «Белый снег», (сл. А.Горина,муз. А. Филлипенко), в которую вошли игровые упражнения для подготовки артикуляционного и голосового аппарата к пению, упражнения для настройки слухового восприятия, методические приёмы для разучивания песни.

Разработала дидактические пособия для развития звуковысотного, ладотонального  слуха и чистоты интонирования, для исследования возможностей своего голоса (графическая модель «Снеговик», музыкально-дидактическая игра  «Звуки разные и одинаковые», графическую модель «Искорки»)

Подготовила консультацию для родителей «Как развить у ребёнка интерес к пению»

Подготовила консультацию для воспитателя «Музыка и песня в повседневной жизни группы»

Внесла в музыкальный центр группы дидактическую игру «Звуки разные и одинаковые» и мнемотаблицу к песне «Запоём мы песенку» Т. Киреевой, которая будет в дальнейшем включена в репертуар

 

Результаты проекта:

В результате работы над проектом по формированию у детей интереса к пению  и развитию вокально- хоровых навыков были сформированы и закреплены следующие навыки:

дети поют относительно чисто, естественно, без крика и напряжения

различают  структуру песни (вступление,  запев, припев, музыкальный отыгрыш)

различают музыкальные фразы

исполняют песню с солистами в сопровождении музыкальных инструментов

исполняют попевку , сопровождая  пение движениями

передают в песенных интонациях настроение и характер песни

применяют  знакомые песни и дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности

 

свернуть

«Как развить у ребёнка интерес к пению»

Консультация для родителей

«Как развить у ребёнка интерес к пению»

 

  «Самые добрые ростки, посеянные в детских душах, могут заглохнуть, если не получат  поддержки в семье, у самых близких и дорогих людей»  

 Д. Кабалевский.

 

Педагоги и психологи справедливо настаивают на том, что от взрослых воспитывающих ребенка в детстве, зависит на сколько активно и разносторонне будет протекать его развитие. Совместная деятельность пап и мам с детьми на протяжении дошкольного детства позволяет повысить качество образования детей и использовать потенциальные возможности каждого ребенка.

Самый доступный вид музыкальной деятельности дома – пение. Следующие практические рекомендации помогут вам развить интерес  к пению у вашего ребёнка.

  1. Поощряйте певческие проявления дошкольников. Направляйте интересы детей на исполнение песен, доступных по содержанию и музыкальному языку: небольшие по объему, с яркой мелодией в удобном для детского голоса диапазоне. Старайтесь ограничить детский голос от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном ). Как можно чаще устраивайте совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой), что способствует взаимопониманию и формирует любовь к пению и песням.
  2. Беседуйте с детьми о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит вас этой песне.
  3. Собирайте домашнюю фонотеку, составленную из любимых песен, как видео, так и аудио. Постоянно прослушивайте их вместе с ребенком. Уже через короткий промежуток времени вы заметите, что ваш ребёнок не только слушает, но и подпевает. Параллельно тренируется память, ведь текст тоже выучивается.
  4. Исполняйте любимые песен на семейных праздниках .
  5. Выучите несколько колыбельных или же пойте детям перед сном на любой удобный для вас мотив. Пусть дети тоже выучат колыбельные и поют их своим игрушкам. 

Пример колыбельной:

Кошка мяукает: «Спи, мой котёнок!»

Крякает утка: «Спи, мой утёнок!»

Блеет овечка: «Спи, мой ягнёнок!»

Мама поёт: «Спи, мой ребёнок!»

 

 

 

Спряталось солнце за дальней горою,

Луна засияла вслед за звездою,

Ночь опустилась на город любимый,

В блеске снежинок он самый красивый.

 

Пусть тебе сказка ночью приснится:

Добрый волшебник и синяя птица.

Новое утро придёт вслед за ночкой,

Спи, засыпай, моя милая дочка (мой милый сыночек).

 

  1. Старайтесь сопровождать пением любое бытовое действие или игру. С большим интересом дети исполняют песни, требующих активных действий. Например, всем известный «Каравай».
  2. Расскажите ребенку об основных тембрах голоса, и попросите иллюстрировать ваш рассказ (бас –ребенок «гудит» в низком регистре; сопрано – поет в высоком). Используйте для иллюстрации игрушки или явления окружающей действительности.
  3. Большое значение для активного проявления ребёнкав певческой деятельности имеют красочные пособия, которые можно использовать в различных играх. Их вполне можно изготовить дома вместе с ребёнком.

ИГРА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ УРОК».

Для игры Вам потребуется любой неозвученный музыкальный инструмент, например, пианино с «немой» клавиатурой (можно нарисовать клавиатуру и положить её на детский столик) и звуковая книжка.

ХОД ИГРЫ. 

Ребёнок усаживает рядом с собой любимые игрушки, ставит на подставку звуковую книжку (это импровизированные ноты) и проводит со своими зайками, мишками, куклами музыкальное занятие. Он поёт им любимые песни, подыгрывает себе на воображаемом пианино, разучивает новые песни, просит повторить, прохлопать ритм. За ответы ребёнок хвалит свои игрушки.

Можно хранить картинки в красивой коробочке, их можно часто менять и постепенно накапливать.

 

Успешность музыкального развития детей в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье.

Ваша задача, уважаемые родители, содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживать стремление к пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям.

                         

 

  Подготовила    музыкальный    руководитель  Безмен Н.Л.

свернуть

Советы для родителей

Упражнения для развития певческих навыков

Консультация для родителей

Развитие вокальных данных у детей способствует не только формированию слуха, речи и мышления, но и эмоционально-нравственной сферы дошкольника и его творческой любознательности.

Родителям, не имеющим музыкального образования, заниматься с детьми пением довольно сложно и это лучше доверить профессионалам. Но внести посильный вклад в приобщение детей к пению родители всё же могут.

Перед тем как перейти с ребенком непосредственно к пению, необходимо предоставить ему возможность услышать собственный голос, исследовать многообразие интонационных возможностей собственного голоса.  Для этого подойдут игры, в которых ребенку необходимо будет воспроизвести отдельные интонации.

Упражнение «Определи тон»

Произносите фразу разным тоном. Дети должны определить характер тона, то есть, с каким чувством была произнесена фраза «завтра обещают дождь»: радостно, грустно, равнодушно, удивленно, с досадой и огорчением.

 

Упражнение. «Произнеси по-разному»

Произнесите маленькое восклицание «О» с разной интонацией: удивленно, радостно, недовольно, испуганно.  Попросите ребёнка повторить.

Произнесите данные слова, выражая голосом разные чувства и настроения. А ребёнок попробует определить эти чувства, а затем повторить.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением.

 

Упражнение «Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения»

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

 

Упражнение «Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова»

Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? -  это нос?

 

Упражнение «Отработка интонации восклицательного предложения»

Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

Не менее важно заниматься с ребенком постановкой речи и дикции, поскольку при пении нужно правильно и четко воспроизводить звуки. Хорошим подспорьем в этом является артикуляционная гимнастика.

Она помогает ребенку разогреть мышцы челюсти, языка и щек.

 

Игра «Язычок»

Эта основная артикуляционная игра для малышей.

Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы.

Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.

Например:

Вверх (протыкаем языком верхнюю губу).

Вниз (нижнюю),

Вверх — вниз (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Язычок, не ленись!

Губы, просыпайтесь (вибрируем губами)!

Ротик, открывайся (очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись (кусаем кончик своего языка),

и зубов не страшись (высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются (кусаем верхнюю губу) и не унимаются.

А губы то хохочут (в улыбке открываем верхние зубы), то сильно обижаются (выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут (в улыбке открыть верхние зубы),

то снова обижаются (выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать - стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь (проводим языком между нижней губой и зубами), а вместе с нами улыбайтесь (улыбаемся)!

Не менее важным пунктом обучения ребенка пению является постановка дыхания. Правильное дыхание ребенку необходимо для того, чтобы научиться регулировать силу воспроизводимого звука. Сделать это можно при помощи упражнений.

Упражнение «Свеча»

Предложите ребёнку задуть воображаемую свечу, дуя при этом на нее как можно дольше, и прочее.

Упражнение «33 Егорки»

Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки: (далее на одном дыхании считаем раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д.)

 

Музыкальный руководитель: Безмен Н. Л.

свернуть