Краткосрочный проект
«Я красиво петь могу»
Актуальность проекта: Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Пение способствует решению воспитательных задач, связанных с формированием личности дошкольника.
Пение в хоре объединяет детей общим настроением, создает условия для их эмоционального общения, способствует воспитанию отзывчивости, дружелюбия. Пение, присутствуя в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры.
Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, воспитательные, образовательные и развивающие возможности пения могут остаться не достигнутыми, если вся работа музыкального руководителя будет сводиться только к разучиванию текста и механическому однообразному повторению песни. Такой подход приводит к тому, что песня быстро надоедает детям, не затрагивает их чувства.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, вокальные навыки не развиваются.
Чтобы вызвать поддержать интерес к песне, сосредоточить внимание детей, важно уметь создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры, проблемные задания, использовать различные приёмы, а также связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах.
Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокально-хоровые навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование, дикция, интонация). Чтобы этот процесс не был детям скучен, неинтересен, монотонен, необходимым условием певческой работы является использование игровых упражнений, игровых форм преподнесения материала, разнообразие методических приёмов.
Цель проекта: поиск и реализация эффективных методов и приёмов для формирования у детей интереса к пению, развития вокально-хоровых навыков.
Задачи проекта:
Работа с детьми
- Развивать чистоту интонирования, певческую дикцию, артикуляцию, дыхание
- Формировать:
- умение петь напевно и отрывисто,
- навыки ансамблевого пения,
- умение исполнять песню в сопровождении детских музыкальных инструментов
- Воспитывать:
- любовь и интерес к певческой деятельности,
- желание применять выученные песни в разных жизненных ситуациях
Работа с педагогом
- Создать условия образовательной среды, стимулирующие использовать песни, музыкально-дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности
Работа с родителями
- Разместить на сайте дошкольного учреждения консультацию по теме проекта
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Воспитатель дошкольного образования
- Родители воспитанников
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный:
-определение целей и задач проекта
-изучение методической литературы по теме проекта
-подбор вокальных упражнений, песен
-пополнение музыкально-дидактических игр
-разработка технологических карт работы над вокальными произведениями оказание информационной и методической помощи воспитателю
- Основной:
-проведение музыкальных занятий, включающих дыхательные упражнения,
-артикуляционные упражнения,
-игру на детских музыкальных инструментах,
-музыкально-дидактические игры и упражнения.
- Заключительный:
-подведение итогов проведённой работы в форме записи исполненных детьми песен на видео.
В ходе работы над проектом я осуществила следующие задачи:
Разработала технологическую карту для разучивания песни «Белый снег», (сл. А.Горина,муз. А. Филлипенко), в которую вошли игровые упражнения для подготовки артикуляционного и голосового аппарата к пению, упражнения для настройки слухового восприятия, методические приёмы для разучивания песни.
Разработала дидактические пособия для развития звуковысотного, ладотонального слуха и чистоты интонирования, для исследования возможностей своего голоса (графическая модель «Снеговик», музыкально-дидактическая игра «Звуки разные и одинаковые», графическую модель «Искорки»)
Подготовила консультацию для родителей «Как развить у ребёнка интерес к пению»
Подготовила консультацию для воспитателя «Музыка и песня в повседневной жизни группы»
Внесла в музыкальный центр группы дидактическую игру «Звуки разные и одинаковые» и мнемотаблицу к песне «Запоём мы песенку» Т. Киреевой, которая будет в дальнейшем включена в репертуар
Результаты проекта:
В результате работы над проектом по формированию у детей интереса к пению и развитию вокально- хоровых навыков были сформированы и закреплены следующие навыки:
дети поют относительно чисто, естественно, без крика и напряжения
различают структуру песни (вступление, запев, припев, музыкальный отыгрыш)
различают музыкальные фразы
исполняют песню с солистами в сопровождении музыкальных инструментов
исполняют попевку , сопровождая пение движениями
передают в песенных интонациях настроение и характер песни
применяют знакомые песни и дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности