Картотеки игр

Играем-природу сохраняем!

1.

Поможем Лесовичку

 

Цель: Закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков с изображением лесных объектов (ландыш, муравейник, гриб съедобный и несъедобный, ягоды, бабочка, паутина, птичье гнездо, еж, костер, скворечник и др.). Письмо-задание от Лесовичка

Задания:

1. Выбрать экологические знаки

2. Определить, для чего этот знак нужен

3. Рассказать , как следует вести себя в лесу.

Правила:

1. В игру можно играть как в командах, так и поочередно каждый.

2. Тот, кто смог правильно все рассказать, считается знатоком. А если игра проходит в командах, чья команда дала больше правильных ответов и смогла рассказать более интересно – считается победителем.

 

2.

Поможем животным леса

 

Цель. Знакомить со средой обитания различных животных. Выяснить, каким  образом связаны между собой образ животного и среда обитания.

Материал. Дидактическая картина с изображением лесного массива, в котором есть река, различные жилища диких животных; карточки с изображением жителей леса.

Задания:

1. Выбрать одного из зверей, подумать, где ему было бы удобно жить, объяснить почему.

2. Заселить зверя в определенный дом и объяснить свой выбор (почему он может жить в том или ином домике и не может – в других).

Правила:

1. Играть в команде (3 команды по 2–3 человека в каждой).

2. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.

3.

Прогулка в лес

 

Цель: Сформировать правильное отношение к лесным обитателям, расширить знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании предупреждающих и запрещающих экологических знаков.

Материал: Планшет с изображением лесной поляны с несколькими тропинками, на которых размещены предупреждающие знаки; набор запрещающих экологических знаков в конверте (например, не рвать ландыши; не топтать грибы, ягоды; не ломать ветви деревьев; не разрушать муравейники; не разводить костры; не ловить бабочек; не кричать; не включать громкую музыку; не разорять птичьи гнезда и др.).

Задания:

1. Игра проводится в два этапа

2. Команда – набравшая большее количество фишек становится победителем.

Правила:

1. В игре может участвовать группа детей, которые отправляются в лес на прогулку

2. Перед игрой обязательно идет повторение техники безопасности

3. Команды внимательно слушают соперника, не перебивают.

4.

Идем в гости к Мудрой Сове

 

Цель. Формировать умение ориентироваться по карте в лесу. Развивать пространственное мышление. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Материал. Большая красочная карта леса; вырезанные из картона деревья, кустарники, озеро, тропинка, река, дорога, мост, сова; карточка с обозначением сторон света (север,северо-восток, восток и т. д.); письмо лесных жителей; план-маршрут; фигурки, обозначающие детей.

Задание. Следуя указаниям, найти путь на Совет жителей леса.

Правила:

1. В игре участвуют 5–6 детей.

2. По карте леса двигаться только при помощи фигурок.

3. Фигурки игроков не должны сталкивать друг друга с тропы переходов.

4. В ходе продвижения по Волшебному лесу четко следовать указаниям.

5. За плохое поведение (выкрики, создание помех для других игроков и т. п.) фигурка игрока исключается из отряда.

6. Победителем считается тот, кто сможет повести остальных в правильном направлении и прийти на Совет жителей леса.

5.

Экологический светофор.

 

Цель: Уточнять представление детей об экологически правильном поведении.

Материал: Вырезанные из картона круги красного и зеленого цвета

Задание:

1. Детям раздаются круги красного и зеленого цвета

2. После прочитанного рассказа, нужно поднять круг соответствующего цвета (красный – наносит вред окружающей среде, зеленый -  пользу)

Правила:

1. Количество участвующих -  в паре по два человека

2. Выигрывает та пара, кто на все вопросы ответила правильно.

 

Алгоритм проведения.

Педагог дает каждому ребенку два картонных круга зеленый и красный. Я расскажу вам несколько историй. Если вы считаете, что герои рассказа ведут себя правильно, «зажигайте» зеленый свет, а если неправильно — красный.

 

1. Вова с Ирой гуляли в саду. Вдруг они увидели: мальчики залезли на рябину и стали рвать зеленые ягоды. Под весом детей одна ветка сломалась. «Слезайте и уходите!» — сказали Вова с Ирой. В них полетела горсть зеленых ягод, но они снова повторяли свои слова. Мальчики убежали. А вечером Вова с Ирой посоветовались с папой, как помочь сломанной рябине.

Как вы считаете, Ира с Вовой вели себя правильно?

 

2. Ане нравились разноцветные мотыльки. Она взяла сачок, поймала несколько насекомых, положила их в банку и закрыла банку крышкой. Утром она увидела на дне банки погибших мотыльков. Они были уже не такие красивые, как тогда, когда порхали на лугу. Аня выбросила банку с мотыльками в мусорное ведро.

Как вы оцениваете действия девочки?

 

3. Юля с папой шли через луг и увидели птичку, которая беспокойно перелетала с места на место. «Она так волнуется, потому что где-то рядом ее гнездо», — сказал папа. «Давай поищем ее гнездо», — сказала Юля. «Птички это не понравится, — сказал папа. – Когда придем домой, я тебе покажу книгу о птицах. Там есть фотографии их гнезд».

Как вы считаете, папа правильно поступил?

 

4. Лена с родителями поехала за город на машине. Когда они подъехали к лесу, папа спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и поехать между деревьями в глубь леса. Кто-то уже так поступал, и следы от машин остались надолго. Поэтому здесь почти не росла трава. Родители Лены решили в лес не

въезжать. Они оставили машину на дороге и отправились в лес пешком.

Как вы думаете, правильно поступили родители Лены?

 

6.

Какой цвет.

Цель: Уточнять представление детей об экологически правильном поведении.

Материал: Вырезанные из картона круги красного, желтого  и зеленого цвета

Задание:

1. Детям раздаются круги красного и зеленого цвета

2. После прочитанного рассказа, нужно поднять круг соответствующего цвета

Красный свет  -  это значит, что красный свет зажигается тогда, когда, поступки человека приносят вред природе.

 Желтый -  это значит, что на все действия, при которых человек должен соблюдать меру или выполнять определенные правила, чтобы не причинить вреда ни природе, ни самому себе, зажигается желтый свет.

 Свет зеленый - зеленый свет зажигается тем ребятам, которые не только не причиняют вреда лесу, но делают для его обитателей — растений

и животных — добрые дела!

Правила:

1. Количество участвующих -  в паре по два человека

2. Выигрывает та пара, кто на все вопросы ответила правильно.

 

Алгоритм проведения.

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку

Красный, белый, синий цвет

Замечательный букет.

(красный, так как нельзя рвать цветы, т.к . растения не смогут размножаться)

 

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

(красный, нельзя ловить диких зверей,

в неволе они погибнут)

 

Завтра утром в лес пойдем

И опята, и маслята,

Вот наелись мы ребята.

(желтый, так как грибы можно собирать, но обязательно срезать их ножом)

 

Посадили деревце

У себя во дворе,

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто, часто мы,

Чтоб оно со временем

Нам дало плоды.

(зеленый, посадка деревьев это очень хорошо)

 

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит

(красный, нельзя ловить насекомых, они являются пищей для животных)

 

С папой сделали мы домик

для синичек, воробьёв,

каждый день их хлебом кормим

и сестричек, и братьёв.

(зеленый, нужно помогать птицам зимой)

 

Я с друзьми в лес приехал

Музыку громко я включил

И не слышно стало песен

Мне в осеннем то лесу.

(желтый, можно слушать музыку, но тихо, чтобы не испугать лесных жителей)

 

Уберемся мы в лесу

Мусор и бутылки

Целлофаны и бумажки

Недоеденные кашки

(зеленый, нужно очищать лес от мусора)

 

Елочку зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом

(красный, нельзя рубить деревья, они дают нам кислород, это дом для животных)

 

Разведу я на окошке  

И душистые горошки, 

И фиалки, и герани. 

Вот попробуйте вы сами

(зеленый, растения увлажняют воздух, выделяют фитонциды, убивающие микробы)

7.

Береги природу.

Цель: Закреплять знания об охране объектов природы.

Материал: Карточки с объектами живой и неживой природы.

Задание:

1.  Назвать, что изображено на карточках

2. Назвать, что произойдет, если одно звено исчезнет.

Правила:

1. Количество играющих может быть любое (как в парах, так и индивидуально)

2. Выигрывает, то кто ответил все правильно.

 

Алгоритм проведения.

 На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

 

свернуть