Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Цель информационных технологий:
- расширение возможностей педагогических работников наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания;
- заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образныйтип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает вниманиеребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активностидетей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулируеттемп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенказа ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:
- использование глобальной сети Интернет– это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным; 2. использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста) 3. использование мультимедийных презентаций - это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:
- носить исследовательский характер;
- быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;
- иметь высокий технический уровень;
- развивающими детские навыки и представления;
- носить возрастное соответствие;
- быть занимательными.
По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:
- развивающие воображение, мышление, память;
- говорящие словари иностранных языков;
- простейшие графические редакторы;
- игры-путешествия;
- обучающие чтению, математике;
- мультимедийные презентации